Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

вторник, 23 июня 2015 г.

О месторождениях УВ в юго-восточной части Пермского края

 В марте 2015 года, во время поездки в г.Кунгур на экскурсию в местные пещеры, был повторно исследован соответствующий интервал автодороги Екатеринбург – Пермь от поворота со стороны Красноуфимска у п.Ачит (ранее уже проезжал здесь в августе 2013 года). В результате были обнаружены очень интересные аномальные зоны, представленные ниже (рис.1 и 2), некоторые из которых с очень большой вероятностью отражают залежи углеводородов. Остальные сравнительно небольшие пересечённые аномалии, вероятнее всего, отражают лишь крупные, но непродуктивные разломы. Хотя, если проследить эти разломы, то некоторые из них вполне могут привести и к другим залежам УВ.

Рис.1 Месторождения УВ и разломы, пересечённые по автодороге Екатеринбург – Пермь в Ординском районе.
  
Рис.2 Месторождения УВ и разломы, пересечённые по автодороге Екатеринбург – Пермь в Суксунском районе.
Однозначно определить источники данных аномалий возможно лишь при более детальных исследованиях каждой из этих аномальных зон, по их форме и характеру взаимоотношений их отдельных элементов.
Увы, данный случай ещё раз продемонстрировал, что практикуемый мной иногда в различных поездках режим экспрессной БГФ съёмки, когда в течение 12-14 часов практически без отдыха сам управляю одной рукой автомобилем, а в другой руке держу рамку, не позволяет постоянно сохранять полную работоспособность в течение всего дня. Иногда приходится перекладывать рамку из одной уставшей руки в другую, иногда откладывать её на время, а иногда просто от усталости отключается внимание и пропадает необходимый для проведения таких съёмок внутренний настрой. Чтобы исключить всё это, надо просто отдыхать иногда в течение дня, а лучше вообще, чтобы за рулём сидел кто-то другой. Но, к сожалению, везде возить за собой личного водителя пока не имею возможности.
В последней поездке в Кунгур, за рулём сидел другой водитель, поэтому была возможность изучить данный интервал дороги более сосредоточено, проследив здесь положение всех крупных аномальных зон, которые успевают зафиксироваться при такой большой скорости движения автомобиля.
Соответствие месторождениям УВ крупных аномальных зон к востоку от п.Орда (рис.1) и к востоку от с.Брехово (рис.2) не вызывает больших сомнений. Указывает на это ширина первой зоны в 1150 м, с разрывом аномалии над разломом в 230 м, и ширина второй зоны в 1024 м, с разрывом аномалии над разломом в 345 м. А вот является ли месторождением УВ, а не просто разломом, довольно крупная аномалия шириной в 355 м к востоку от с.Ключи, пока без дополнительных исследований не ясно. Типичного для залежей УВ разрыва аномалии на такой скорости там не было обнаружено. Причина обозначения данной аномалии значком месторождения УВ является только её сравнительно большая ширина в пересечении. Но это может соответствовать как краю залежи, так непродуктивному разлому, пересечённому наискосок.
В ходе данной поездки был обнаружен также ещё ряд аномальных зон в Свердловской области, два из которых к югу от Красноуфимска имеют все признаки того, что они отражают расположенные здесь месторождения УВ. Но об этом поподробнее расскажу как-нибудь в следующий раз.

Провёл в этот раз также занятные эксперименты с рамками как внутри пещеры, так и на поверхности над ней. Оказалось, что под землёй внутри пещеры рамки в руках оператора ведут себя вполне обычно, реагируя обычным способом на пересечения с разломами. А вот на поверхности над подземными полостями, рамки в руках принимали такое же положение, какое они у меня всегда принимают над любыми подземными ходами и помещениями, горными выработками или коммуникациями. Таким образом, позволяя чётко оконтуривать на поверхности земли их положение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии