Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

пятница, 10 сентября 2010 г.

ЭФФЕКТИВНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К МЕТОДАМ ПОИСКОВ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ

Андреев Н. М.
Тезисы доклада для школы-семинара "Электромагнитные исследования в Восточной Сибири". ФГУП "СНИИГГиМС", г. Новосибирск. 16-17 февраля 2010 г

В соответствии с абиогенной (неорганической) теорией, которая в последнее время получает всё большее подтверждение [1], месторождения нефти и газа образуются из углеводородов, сформировавшихся в верхних слоях мантии и проникающих в осадочные толщи по мощным тектоническим нарушениям в кристаллическом фундаменте. В таком случае месторождения углеводородов должны иметь тесную связь с этими нарушениями, т.е. располагаться в коллекторах-ловушках над ними, а может быть и в их собственных зонах дробления (за исключением, возможно, лишь некоторых, которые сформировались путём миграции флюидов по проницаемым слоям в сторону от разломов). В этом случае подавляющему большинству месторождений нефти и газа должны сопутствовать биогеофизические (БГФ) аномалии*, источниками которых, судя по наблюдаемым их проявлениям, являются преимущественно тектонические нарушения, в том числе мощные нарушения в кристаллическом фундаменте платформенных чехлов. В таком случае наличие обширных БГФ аномалий можно будет считать поисковым признаком месторождений углеводородов, а биогеофизический (БГФ) метод** — высокоэффективным методом их поисков и разведки. Проверка этой гипотезы и стало основной целью данных исследований.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ  
Идея об экспериментальной проверке гипотезы о связи месторождений углеводородов с БГФ аномалиями возникла у автора во время поездки на автомобиле через богатые нефтью регионы Предуралья и Поволжья на конференцию «Инженерная и рудная геофизика-2009» в г.Геленджик с докладом «Биолокация как метод геофизики». И в результате первых же опытов были получены обнадёживающие результаты. Выяснилось, что всем встреченным по пути месторождениям нефти, на которые указывали скопления «качалок» возле автодорог, сопутствовали зафиксированные методом автобиолокации*** обширные БГФ аномалии. Возможность БГФ метода регистрировать их сквозь многокилометровые осадочные толщи свидетельствует о том, что наиболее вероятной природой этих аномалий является непризнанное ещё официальной наукой торсионное поле. На это указывает одно из прогнозируемых его свойств — оно не должно ослабляться при прохождении физических сред.
Располагаясь в салоне автомобиля и удерживая в руках индикаторные рамки, оператор по их характерной реакции может чётко фиксировать пересечения границ крупных БГФ аномалий, т.к. при достаточно быстром движении автомобиля рамки не успевают реагировать на полевые структуры-сетки и мелкие аномалии. Точки пересечений этих границ фиксируются с помощью GPS-навигатора и затем наносятся на карты соответствующего масштаба. В обжитых районах с достаточно густой сетью автомобильных и просёлочных дорог путём планомерного покрытия территории автобиолокационной съёмкой эти аномалии можно легко и быстро откартировать. В труднодоступных районах данный метод можно реализовать путём полётов оператора с рамками над изучаемой территорией на самолёте или вертолёте. Возможность осуществления авиабиолокации было опробовано автором во время полёта из Хургады (Египет). С высоты 11,5 км и при скорости 850 км/час с борта самолёта чётко фиксировалась огромная БГФ аномалия рифтовой зоны Красного моря и ряд других поменьше над Синайским полуостровом, Иорданией, Сирией, Турцией и Россией.
На рис.1 приведена полоска карты Башкортостана вдоль автодороги М5 с заштрихованными интервалами пересечений с выявленными методом автобиолокации обширными БГФ аномалиями. При движении на большой скорости с востока на запад, с помощью GPS-навигатора фиксировались в основном лишь их западные границы. При этом пока выполнялись все необходимые для этого действия с прибором, автомобиль успевал проехать ещё пару сотен метров. Таким образом, приведённые в таблице 1 координаты несколько смещёны к западу от фактических границ аномалий. При необходимости их положение можно установить более точно, проехав эти интервалы повторно и помедленнее. Начала аномалий ориентировочно отмечались по километровым столбам с обнулением в этих точках счётчика спидометра. Затем по его показаниям определялась протяжённость этих аномалий.












Рис.1 Интервалы пересечений обширных БГФ аномалий (выделены штриховкой) с автодорогой М5 на территории Республики Башкортостан: a. Западная часть; b. Восточная часть. 
Таблица 1.
№ анома-лии
Координаты западной границы аномалии
Ширина аномалии по автодороге, м
Границы аномалий по указателям на километровых столбах со стороны г.Челябинска и особым приметам
N (широта) E (долгота)
1
54* 49,511’ 56* 53,912’
примерно 1000
С запада — западный берег р.Сим
2
54* 44,239’ 56* 17,064’
примерно 1000
С востока — перекрёсток на Уфу и Янаул
3
54* 38,696’ 56* 00,302’
примерно 1600
С запада — западный берег р.Белая
4
54* 39,160’ 55* 40,208’
3300
428,5 – 431,8 км
5
54* 42,694’ 55* 12,848’
3500
459,5 – 463 км
6
54* 41,469’ 54* 49,116’
2500
488 – 490,5 км
7
54* 39,561’ 54* 39,728’
2000
499 – 501 км
8
54* 34,821’ 54* 14,558’
2500
527,5 – 530 км, пересечение с ж/д у Юлдузлы
9
54* 32,387’ 54* 07,992’
1100
538,9 – 540 км, у поворота на ст.Кандры
10
54* 28,791’ 53* 50,715’
7200
559 – 566 км, пересечение с р.Усень
11
54* 27,341’ 53* 40,952’
примерно 4800
У перекрёстка Серафимовский - Верх.Бишинды
12
54* 26,703’ 53* 26,792’
9000
584,5 – 593,5 км, южнее г.Октябрьский

На одном из разведанных месторождений нефти возле г.Набережные Челны специалистами ООО «ТНГ-групп» (г.Бугульма) было предложено изучить характер БГФ аномалии, выполнив её картирование и оценив соответствие контурам месторождения и проходящего рядом мощного тектонического нарушения. На рисунке 4 представлены результаты этого картирования методом автобиолокации. Исследования здесь были проведены в течение всего одного осеннего дня (06.10.2009) и в основном только по дорогам с твёрдым покрытием. К сожалению, провести их более детально по полевым грунтовым дорогам погода не позволила.
 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 Почти возле всех обнаруженных БГФ аномалий вдоль автодороги М5 были отмечены свидетельства присутствия месторождений нефти: буровые вышки и «качалки» (рис.2). Причём они полностью отсутствуют на больших интервалах пути между ними. У широко известных своими крупными нефтепромыслами городов Октябрьский и Туймазы в западной части республики, аномальные зоны наиболее протяжённы. К востоку они короче и встречаются значительно реже.
Рис.2 Одно из мест пересечения автодороги М5 с БГФ аномалией на территории Республики Башкортостан. Как признак присутствия здесь месторождения нефти — «качалка» справа. 
На рис.3 представлены результаты сравнения данных с листа N-40 (41) (Уфа) Геологической карты РФ в М1:1000000 (Карта полезных ископаемых) и полученных нами. Фрагмент этой карты со значками известных месторождений нефти на территории Республики Башкортостан использован в качестве основы рисунка. Из приведённой на указанном листе «Схемы нефтегеологического районирования Волго-Уральской области» в М1:5000000 скопированы «зоны нефтегазонакопления», каждая из которых там пронумерована и имеет своё наименование. Отрезками красного цвета здесь показаны интервалы пересечений БГФ аномалий по автодороге М5. При сопоставлении этих данных видно, что все пересечённые зоны нефтегазонакопления отразились в обнаруженных БГФ аномалиях. Причём, последние более точно отображают реальные границы этих зон, нежели это изображено на схеме — широкими «мазками», с обрывами в неопределённых местах. В таблице 2 они рассмотрены по порядку с востока и до границы листа на западе, т.к. соседнего листа карты у автора нет. Данные по территории Татарстана переданы местным специалистам. Хотелось бы, чтобы и они сделали подобный анализ. Думаю, что результат был бы не менее впечатляющим.












Рис.3 Интервалы пересечений БГФ аномалий с автодорогой М5, зоны нефтегазонакопления и месторождения нефти на территории Республики Башкортостан.
Таблица 2.
№ БГФ аномалии
Зоны нефтегазонакопления
Наименование, комментарии
1
22
Кинзебулатово-Волостновская, проходит по реке Сим.
2
17
Тавтиманово-Уршакская, к западу от поворота на Уфу и Янаул.
3
15
Возможно, Оскарово-Бекетовская зона, которая на схеме оборвана далеко на юге. На юге г.Уфа проходит по реке Белая.
4
9
Сергеевско-Дёмская. Зона проходит через ряд месторождений нефти.
5
13
Волковско-Гуровская. Отмечено месторождение нефти.
6

Лежит на границе раздела нефтегазоносных структур: Южно-Татарский свод и Благовещенская впадина. Здесь отмечено месторождение нефти.
7

У реки Чермасан. На карте здесь пока ничего не отмечено, но там уже бурилась скважина.
8
10
Михайловско-Любленская. Зона проходит через ряд месторождений нефти.
9
У поворота на ст.Кандры. Возможно, о расположенной здесь зоне ещё ничего не известно.
Из-за погодных условий картирование БГФ аномалии на месторождении нефти у Набережных Челнов (рис. 4) выполнялось в основном только по дорогам с твёрдым покрытием: в северной части по дороге Ильбухтино–Игенче, в южной части по дороге Азьмушкино–Новый. Поэтому центральная его часть осталась пока не исследованной. Из приведённых выше соображений ожидалось, что в БГФ аномалии отразится только мощное тектоническое нарушение, положение которого специалистам было хорошо известно. Полученные же результаты показались с первого взгляда парадоксальными. Оказалось, что крупный субмеридиональный разлом, выраженный в рельефе в виде небольшого прогиба, разбивает единую БГФ аномалию на две половины. С востока на запад её пересекает ещё одно тектоническое нарушение, на который указывает крутой склон северного берега речки Калмашки. Связанная с этим нарушением не очень широкая БГФ аномалия была отмечена на этом склоне по дороге между сёлами Калмаш и Игенче.
 Рис.4 Фрагменты БГФ аномалии на известном месторождении нефти возле г.Набережные Челны. Более детально её границы и центральная часть будут исследованы позже.
К западу от этой дороги было сделано несколько пеших вылазок по распаханному полю для картирования восточной границы основной БГФ аномалии. Линия, соединяющая точки пересечения с ней, получилась ломаной. В двух более дальних вылазках было обнаружено, что по восточной её границе имеется обрамление из нескольких узких полос. Западная граница была откартирована в пределах села Азьмушкино и по дороге от с.Ильбухтино к Набережным Челнам. Фрагмент юго-западной границы аномалии был получен вдоль проходящего здесь крупного оврага. Обрывается ли здесь БГФ аномалия, или продолжается к югу, на что указывает широкое распространение таких аномалий в пределах городской черты Набережных Челнов, станет ясно после продолжения исследований. В частности, ответ может быть получен при картировании аномалий по дороге на Старые Гардали и Новые Сарайлы. Парадоксальность же результатов исследований данного участка заключается в том, что субмеридианальный разлом отразился как «негативное» отображение в виде полосы нормального поля, разбивающей на части пятно крупной БГФ аномалии. При этом на одном из её участков имеется разведанное и уже эксплуатируемое месторождение нефти. В более миниатюрном виде такая же картина была отмечена ещё в одном месте, в юго-западной части исследуемой площади. Слабо выраженная в рельефе, но явно связанная с тектоническим нарушением, небольшая лощина (рис.5), переходящая в размытый овраг, также отобразилась здесь своей осевой частью в виде узкой полоски (шириной не более 2 м) нормального поля среди огромной БГФ аномалии.

Рис.5 Сформировавшаяся над мелким тектоническим нарушением небольшая лощина.
Подобное явление автору уже приходилось однажды наблюдать на одном Уральском месторождении мрамора. Монолитные блоки этих метаморфических пород, которые когда-то были органическими отложениями, там также отображались в виде БГФ аномалий. А рассекающие их разломы — в виде полос нормального поля, в которых фиксировались только сеточные структуры. На первый взгляд все эти наблюдения свидетельствуют не в пользу абиогенной теории происхождения нефти. Дело в том, что у БГФ метода отмечена поразительная способность, реагировать на объекты биологического происхождения, будь то горшок с цветком, баночка мёда, ботинок из натуральной кожи или окаменевшие древние организмы. Над всеми ними, как и от биополя человека, рамки приходят в движение, даже если эти объекты спрятаны в какой-нибудь коробке. Поэтому опытный оператор с рамками может уверено определять, лежат ли они там. Результаты последних исследований позволили понять, почему один цветок в горшке — это аномалия, а когда цветов целый луг — поле нормальное. Оказывается, наложение полей от разных источников нейтрализует их. БГФ аномалия над тектоническим нарушением в мраморном массиве нейтрализуется полем от самого массива и отражается в виде полоски нормального поля. Аналогично с месторождениями нефти! По-видимому, происхождение её всё же биогенное. А наложение БГФ аномалий тектонического нарушения и от месторождения нефти приводит к их нейтрализации. И тогда мы видим полосу нормального поля, рассекающую пятно БГФ аномалии над месторождением нефти, как на рисунке 4. Возможно этот эффект может служить признаком, позволяющим отличать их от бесперспективных аномалий над тектоническими нарушениями!
Увязать указанные явления с известным фактом связи месторождений нефти и мощных тектонических нарушений кристаллического фундамента позволяет гипотеза о третьем пути [2], объединяющая органическую и неорганическую теории её происхождения! Согласно этой гипотезе, нефть действительно образовалась из останков органики (как и утверждает биогенная теория происхождения нефти). Но только глубоко под землёй в астеносфере при большой температуре и огромных давлениях от паровых взрывов во время прорыва туда огромных масс океанической воды через рифтовые зоны плит, находящихся в положении субдукции. А в морской воде, как известно, органического вещества во много раз больше, чем в осадках на дне морей. Сконцентрировавшиеся в верхней части астеносферы нефть и газ по вновь образованным при глобальном взрыве и старым разломам литосферы под высоким давлением устремлялись вверх, частью выходя в атмосферу, частью внедрялась в полостях кристаллического фундамента и порах пластов осадочных пород. При охлаждении в пластах земной коры легкие углеводороды (метан и ряд других) становились природным газом, а более тяжёлые углеводороды превращались в нефть.
ВЫВОДЫ
Представленные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Мощные глубинные тектонические нарушения кристаллического фундамента, по которым обычно проходят русла крупных рек, отражаются в виде БГФ аномалий шириной в десятки и сотни метров. Это проверено при пересечении Волги по нескольким мостам, а также ряда других рек.
2. Рифт, которым по сути является Красное море, отразился с борта самолёта в БГФ аномалии шириной свыше 300 км.
3. Природа БГФ аномалий пока точно не установлена, но открываемая полем этих аномалий возможность фиксировать глубинные тектонические нарушения в кристаллическом фундаменте сквозь многокилометровые осадочные толщи, указывает на практически беспрепятственное его распространение через физические среды, что соответствует одному из описанных свойств гипотетического торсионного поля.
4. Все проверенные автором месторождения нефти отражаются в обширных БГФ аномалиях шириной от сотен метров до десятков километров. Исключений пока не встречено. На периферии аномалий встречаются оторочки из чередующихся полос нормального и аномального поля.
5. Абиогенная теория образования нефти указывает на возможность локализации наиболее перспективных участков для обнаружения её месторождений по косвенному признаку — крупным БГФ аномалиям над глубинными тектоническими нарушениями.
6. Отмечены факты формирования крупных БГФ аномалий над массивами метаморфизованных органогенных горных пород (мрамор), а также эффект взаимной нейтрализации полей этой аномалии и рассекающих массив тектонических нарушений. Аналогичные явления обнаружены и над месторождениями нефти. Это может свидетельствовать о биогенном её происхождении.
7. Авто-(авиа-)биолокация может быть очень эффективным дополнением традиционных методов поисков нефти, позволяя быстро и с незначительными затратами выполнять предварительную локализацию перспективных участков, а возможно непосредственно месторождений нефти.
8. Применение биогеофизического метода при выборе точек заложения поисково-разведочных скважин на нефть, возможно, позволит практически избежать ошибок, что способно принести огромный экономический эффект!
Литература
1. Шахновский И.М. Происхождение нефтяных углеводородов. – М.: ГЕОС, 2001. -72 с.
2. Жарвин Н., Рукин М. Поиск новых запасов нефти: третий путь. Промышленные ведомости. №1-2, январь, февраль 2009.

Примечания:
*БГФ аномалия - полевые образования, природа которых пока является предметом дискуссий. Фиксируются они в основном над тектоническими нарушениями по характерным движениям индикаторных рамок в руках, которые происходят лишь у небольшой части людей, обладающих к этому способностями. Заявлено и о создании прибора, якобы регистрирующего эти аномалии. Но конструкция его рассчитана на то, что природа этих аномалий — электромагнитные поля. В связи с этим возникают сомнения, что этот прибор регистрирует именно БГФ аномалии, а не какие-то их вторичные проявления. И позволяет ли он различать БГФ аномалии от сеточных структур? А это очень важно для практического применения прибора!

**БГФ метод - метод регистрации нормальных полевых сеточных структур (сетки Хартмана, Курри и пр.) и БГФ аномалий, основанный на реагировании на них биополя человека, при котором индикаторы (например, проволочные рамки в руках) в полевой структуре каждого указанного типа принимают строго определённое положение, позволяя идентифицировать их. В этой системе человек с рамками является своеобразным биологическим датчиком, реагирующим на пересечение границ этих структур, что даёт возможность картировать их в плане. И это является основной задачей БГФ метода! При этом уникальная природа регистрируемого поля позволяет поставить его в один ряд с другими методами геофизики, к примеру, под названием «торсионноразведка». Предложенное наименование метода отражает его более реалистичную трактовку, отличая от широко известной биолокации, за которой уже закрепилось представление как о системе связи с неким «информационным полем» с невероятно обширными возможностями. В результате, связанные с этим завышенные ожидания приводили к частым ошибкам и фактически дискредитировали этот метод.

***Автобиолокация, авиабиолокация - реализация БГФ метода при движении в автомобиле (поезде) или в самолёте (вертолёте). При этом фиксируются лишь крупные и обширные БГФ аномалии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии