Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

пятница, 24 июля 2015 г.

ЭКСПРЕССНАЯ ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ УЧАСТКА НА УГЛЕВОДОРОДЫ И ДЕТАЛЬНОЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЕ БГФ МЕТОДОМ.

Программа работ, 
предложенная для одного из Заказчиков.
Пожелания заказчика.
«…От БГФ-метода нужно:
- экспресс-проверка наличия/отсутствия субвертикальных ослабленных зон в разрезах осадочных толщ над глубинными разломами и сами разломы;
- перспективность или подтверждение наличия жильных залежей, их пространственное размещение относительно разбуренного скважинного фонда, выбор наиболее перспективных скважин для подключения к жильным залежам;
- детальное исследование всей системы глубинных разломов для постановки будущего бурения».
Наши предложения.
Необходимо несколько подкорректировать указанные выше задачи, более точно сформулировав возможности комплекса методов: биогеофизического (БГФ) и резонансно-акустического (РАП). Полагаем, что выполнение указанных исследований более предпочтительно, в первую очередь для самого Заказчика, было бы в два этапа.
БГФ метод позволяет провести как оперативные исследования участка в автомобильном варианте, курсируя по имеющимся там дорогам, так и детальные в пешеходном варианте. Оператор прямо во время движения автомобиля может фиксировать границы пересечения крупных аномальных зон, который могут оказаться как крупными разломами, так и отражениями залежей углеводородов. При остановках на каждой такой пересечённой границе, определив направление их простирания, а также с учётом их взаимного положения друг относительно друга, в итоге можно в первом приближении оценить характер этих аномальных зон — пересечены были просто непродуктивные разломы, или элементы залежей углеводородов.
При последующих более детальных исследованиях структуры этих зон в пешем варианте БГФ метода, все указанные сомнения могут быть сняты с достоверностью практически абсолютной. При этом для проведения данного вида работ исследуемая территория может быть отсортирована на фрагменты заведомо неперспективные и те, где были зафиксированы скопления аномальных зон, сосредоточившись лишь на последних.  В результате могут быть откартированы контуры проекций на земную поверхность всех имеющихся на участке залежей углеводородов и разломных зон, как внутри залежей, так и за их пределами.
Результаты проведённых ранее подобных исследований показывают, что совокупность контуров картируемых залежей и неизменно рассекающих их разломов чётко указывают на справедливость предложенной Тимурзиевым А.И. модели формирования месторождений УВ, связанную с внедрением в осадочные толщи глубинных углеводородных флюидов. И руководствуясь именно такой моделью, мы выносим точки для заложения скважин в места, где можно ожидать максимальных дебитов из них. Это элементы горизонтальных сдвигов блоков фундамента вдоль плоскости одного из разломов, где в зонах растяжения оперяющих трещин формируются субвертикальные высокопроницаемые каналы, по которым в осадочные толщи внедряются высоконапорные глубинные флюиды, с которыми и связано формирование жильных залежей УВ. Причём в таких местах скважина пересечёт как пластовые залежи, если они имеются, так и жильные залежи. На последние обычно указывают очень протяжённые  интервалы нефтеносности в скважинах.
Исследования участков рациональнее разбивать на два этапа. Мы предлагаем сделать это ещё и с той целью, чтобы продемонстрировать возможности БГФ метода представителю Заказчика уже прямо при выполнении части поставленных задач 1-го этапа, которые выполняются за значительно более скромную сумму. А более детальные и трудоёмкие исследования выполнить на 2-ом этапе уже за сумму, достойную ценности получаемой при этом информации. 
На первом этапе предлагается выполнить следующее:
1)                 Вместе с представителем Заказчика объехать на автомобиле участок, по возможности, по всем имеющимся там дорогам, заезжая по пути на имеющиеся здесь старые скважины, которые успеем обследовать за дня 2 проведения данного этапа работ. Рассчитываем за это время обследовать несколько скважин. При этом экспрессным автомобильным вариантом БГФ метода достаточно подробно может быть исследован практически весь интересующий участок, сравнительно быстро оценены его перспективы и предварительно локализованы в его пределах места расположения предполагаемых залежей углеводородов.
2)                 У каждой проверенной старой скважины будет проведено небольшое исследование в радиусе 100-200 метров от него, с целью определить положение скважины относительно аномальных зон — элементов проекций залежей углеводородов. С помощью открывшейся недавно возможности будет определено положение в плане забоя скважины и горизонтальная проекция траектории его ствола. Эти оперативно полученные сведения представитель Заказчика может сравнить с данными инклинометрии по скважине, если они имеются. А мы на основании этих данных будем давать свою оценку того, была ли эта скважина в прошлом продуктивной или нет, исходя из того, пересекла ли она до своего забоя контур залежи. И эти оценки по каждой скважине также могут быть сравнены Заказчиком с имеющими фактическими данными по ним.
Работы первого этапа будут выполняться с нашей стороны бригадой из 2-х человек. Рассчитываем, что автомобиль с водителем будет предоставлен Заказчиком, представитель которого может сопровождать нас. Рассчитываем также, что доставка из аэропорта до места проживания во время проведения работ будет также обеспеченно Заказчиком. Стоимость работ за выполнение работ первого этапа на участке площадью до ... км2, вмести со всеми сопутствующими затратами (перелёт туда и обратно на самолёте, проживание в гостинице, питание и т.д.), предлагается в размере ... .
По результатам первого этапа работ будет приниматься решение о проведении его второго этапа. Для начала выполнения работ второго этапа с представителем Заказчика необходимо будет согласовать его стоимость, исходя из выбранной площади исследований и единичной расценки детальных исследований одного кв.км этой площади, заключить соответствующий договор и произвести оплату аванса. Стоимость второго этапа работ будет существенно выше. Но она будет составлять лишь небольшую долю от стоимости работ традиционными геофизическими методами, которые обычно применяются в подобных случаях, хотя практическая польза, которую позволит получить предлагаемый комплекс методов в составе БГФ метода и РАП, будет гораздо выше.
На втором этапе может быть выполнено следующее:
1)                 Пешим вариантом БГФ метода будет выполнено детальное картирование каждой выявленной аномальной зоны. После анализа полученных результатов это позволит чётко определить контуры каждого имеющегося на участке месторождения УВ, их внутреннюю структуру (положение и простирание рассекающих его разломов, особенности их узлов). Увы, огромная важность данных сведений ещё не понимается большинством в нефтяной отрасли!
2)                 Для визуализации ослабленных субвертикальных зон в осадочных толщах над уже обнаруженными БГФ методом разломами в фундаменте, с которыми связаны залежи УВ жильного типа, эти зоны могут быть пересечены профилями РАП (резонансно-акустическое профилирование). Это очень эффективный и экспрессный геофизический метод, фактически заменяющий для решения данной задачи значительно более дорогую и крайне не оперативную сейсморазведку, с помощью которой она в какой-то мере также может быть решена, но не с такой детальностью. По интенсивности ослабленных субвертикальных зон в построенных геомеханических разрезах РАП в какой-то мере можно оценить также коллекторские свойства вмещающих жильные залежи пород.
3)                 По результатам детального картирования контуров месторождения и определения внутренней структуры залежей могут быть выбраны наиболее перспективные места для заложения наиболее высокодебитных скважин. Либо предложено бурение дополнительных стволов из существующих на участке старых скважин, с целью пересечения расположенных рядом жильных залежей УВ.

Директор ООО «Радиоэкологическая лаборатория МГРТ»,
геофизик Андреев Николай Михайлович.
г.Миасс Челябинской области.

Сот. 8-9323054750, 8-9088149230

6 комментариев:

  1. Информативность любого геофизического (геохимического, биогеофизического )метода для целей прогноза и поиска углеводородов повышается при комплексировании этих , так называемых, "лёгких" методов. Ценную информацию (пространственную),на предварительном этапе, даёт анализ аномалий гравитационного поля даже в масштабе 1:200000. Она же используется и для определения перспективности и объёмов углеводородов.
    В своё время, хорошие результаты на известных месторождения Зап. Сибири показали мобильные и дешёвые методы: газортутная, эманационная (радоновая) съёмки, термосъёмка в шпурах (1 метр). Все они могут проводиться в комплексе с БГФ-методом, значительно повышая не только перспективность аномалий на УВ, но и на картирование (ранжировку) разрывной "активной "тектоники. Кстати, нами был установлен тот факт, что зоны активных разломов (до 500 метров по ширине) не дешиифрируются, в отличии от разломов древнего заложения , но неактивных в настоящее время. Данный комплекс был опробован на месторождениях (нефтяном и газовом), где показал возможность его применения для прогноза и картирования УВ залежей.

    ОтветитьУдалить
  2. Добавлю, что работы проводились в разных нефтегазоносных провинциях: Западно-Сибирской и Тимано-Печорской. Исследования не завершены, желательно их продолжить. Могу предоставить полученные результаты.

    ОтветитьУдалить
  3. Не совсем понятна Ваша цель обращения со своими предложениями ко мне. Если с целью обсудить здесь данную тему, то я не против. Но если думаете, что могу как-то поспособствовать внедрению вашего комплекса методов в практику нефтепоисковых работ, то должны бы понимать, если давно вращаетесь в этой теме, что мы примерно в одном положении. Судя по всему, мы оба хотим «осчастливить» заказчика какими-то более эффективными и экономичными подходами, а они ему либо совсем не нужны, либо он ещё не понимает этого «своего счастья».
    Что касается сути сказанного вами. Как геофизик, я прекрасно понимаю всё, что могут дать предлагаемые вами методы, их фактические весьма скромные возможности по отношению к тому, что можно получить с помощью БГФ метода. Именно поэтому и предложен указанный мной комплекс, где роль метода РАП лишь в том, чтобы визуализировать в привычных всем физических полях часть уже полученной с помощью БГФ информации. С этой же целью я бы с удовольствием включил в свой комплекс ещё и газогеохимическую и термо- съемку. Но пока не имею соответствующей аппаратуры. Причём все дополнительные методы можно выполнять в крайне ограниченных объёмах, подтверждая наличие уже выявленных элементов углеводородных месторождений. А вот эманационную или радоновую съёмку я легко могу выполнять в любом объёме, т.к. в моём полном распоряжении собственная аккредитованная Лаборатория радиационного контроля со всей необходимой аппаратурой. И кое-где выполняю, либо прикрываюсь ей, чтобы доставить удовольствие заказчикам либо государственным экспертизам, которые категорически не приемлют не понятные ещё им методы. Но для себя-то зачем её делать, если всё, что должен был бы установить с помощью неё, проведя огромный массив полевых работ, я могу легко и играючи установить БГФ методом за неизмеримо меньшее время. Ровно то же самое относится и к гравиразведке. Ну зачем мне её делать за 90% от выделяемых на такие работы скромных средств, получив в результате всего 1% дополнительной полезной информации? Тот же результат даст дополнительное применение газортутной съёмки.
    Понимаете, уважаемый Аноним, это вы вынуждены цепляться за все эти методы, т.к. не владеете гораздо более эффективными и элегантными подходами, предлагаемыми мной. Но даже если получится овладеть этим методом, либо пригласить каких-то других специалистов-лозоходцев, тут ещё очень важно понимать реальную внутреннюю структуру месторождений УВ и характер отражения его элементов в фиксируемых аномалиях. Полагаю, что в этих вопросах даже из лозоходцев никто пока так и не разобрался до конца. А уж какая каша в этом вопросе в головах у обычных геологов и геофизиков! Вижу, что с большим трудом вы там начинаете кое-что понимать хотя бы в отношении активной тектоники. Хотя мне мои подходы позволили уже давно и чётко разобраться в этом вопросе.

    ОтветитьУдалить
  4. «осчастливить» никого не собираюсь, так как уже лет 15 как отошёл от нефте-газопоисков (сейчас на пенсии). Но вот недоисследованность объектов не даёт покоя. Гравиразведку нет необходимости проводить самим , достаточно взять карты аномального гравиметрического поля в редукции Буге и выделить лок. составляющую (камеральным путём), возможно связанную с влиянием нефтегазовой залежи, а затем заверить указанным комплексом. По поводу реальных возможностей БГФ-метода ничего сказать не могу, так как просто его не знаю. А вот предложенный комплекс отбивает контура нефтегазовых залежей и позволяет в его пределах выявить зоны активных разломов (в Зап. Сибири на нефтяном месторождении 4-е зоны мощность до 1 км.). Моё предложение по поводу предоставления полученных результатов нужно воспринимать как "доизучение недоисследованного. На Ваши слова по поводу " лозоходцев, не владеете, вы там начинаете кое-что понимать" комментариев от меня не будет.

    ОтветитьУдалить
  5. Не хотел ничем вас обидеть. Прошу прощения, если ненароком задел чем-то.
    Кажется, я догадываюсь, кто Вы такой. Видимо, это мы с вами как-то пообщались немного на фуршете конференции "Глубинная нефть"? Тогда, значит, вы с Ахметом Иссаковичем уже проделывали свою работу по одному из объектов в Западной Сибири и была опубликована ваша статья у него в журнале.
    Увы, я ни чем не могу вам помочь. От нефтяной темы я пока отошёл. Надоело "биться головой" в закрытые двери. Там не нужны особо эффективные подходы, основная масса работников там как раз заинтересована, чтобы у них было как можно больше трудоёмкой работы, за которую очень хорошо платят. А собственный проект там реализовывать непомерно дорого. Поэтому я сейчас занялся в первую очередь рудными вопросами, где поднять собственный разведочный проект, в принципе, возможно.
    А активные разломы на нефтяных месторождениях я неизменно картирую с помощью БГФ метода, мощности которых встречались и до км, и даже более. И всё, о чём вы намекнули выше в отношении них, я уже очень давно понял. И это всё пока довольно редко кто понимает.

    ОтветитьУдалить
  6. Ваши догадки не оправдались! По профессии -гравимагнитчик, 30 лет работы а "Аэрогеологии". Ваши высказывания по поводу - надоело "биться головой"- полность поддерживаю, такова реальность нашей профессии. Проблема "активных разломов", как мне кажется, имеет государственное значение. Ни одно ответственное строительство не должно проводиться без исследования территории на их наличие, картирование и соответственно принятие опережающих технологических решений по минимизации возможного ущерба от их воздействия на объект строительства, будь то трубопровод, железнодорожное полотно, плотина,АЭС, Крымский мост. В 2002 году приехав на повторные исследования на Приразломное месторождение (под Ханты-Мансийском), обнаружили аварию нефтепровода, разлив нефти, над зоной закартированного активного разлома. Но его было проще предотвратить , применив соответствующие технологические приемы строительства в зоне многолетнемерзлых пород. Аналогичная ситуация с воздействием на полотно ж/д таких зон. Железнодорожники жалуются , что каждый год приходится подсыпать щебень на земляную призму в одних и тех же местах. Посадив их на карту магнитного поля можно отметить их приуроченность к зонам градиентов последнего или вытянутых локальных аномалий, что интерпретируется как разломные зоны. Активны или нет, определить можно другими лёгкими геофизическими методами (в том числе и БГФ). И так для любых ответственных объектов, где недооценка геодинамической активности таких зон приводит к значительным экономическим и геоэкологическим последствиям.

    ОтветитьУдалить

Здесь вы можете оставить свои комментарии