Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

понедельник, 19 мая 2014 г.

Саратовская область Экспрессная оценка Дергачёвского участка

С заказчиком данных работ была достигнута договорённость об определённой конфиденциальности полученных результатов, которая неукоснительно соблюдалась около полутора лет. Но ввиду того, что эти работы пока так и не получили ожидаемого продолжения, решил использовать полученные результаты в демонстрационных целях возможностей БГФ метода для других недропользователей — потенциальных заказчиков подобных работ. Учитывая, что данная, выполненная в экстремальных условиях работа, осталась без всякого материального вознаграждения, а только с компенсацией понесённых затрат. Ниже приведена фактически полностью (с некоторыми редакторскими правками) представленная заказчику краткая «Пояснительная записка».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к результатам экспрессной оценки биогеофизическим (БГФ) методом нефтегазоносности Дергачёвского лицензионного участка в Саратовской области.
Метод: автомобильная экспрессная съёмка биогеофизическим (БГФ) методом по автодорогам.
Автор метода: геофизик Андреев Николай Михайлович.
Цель работ: проверить наличие залежей углеводородов (УВ) в пределах Дергачёвского лицензионного участка, расположенного в Дергачёвском районе Саратовской области, и указать на карте интервалы пересечений их БГФ аномалий с автодорогами.
Дата проведения работ: 19-21 января 2013 года.
Краткое обоснование метода. При проведении ряда экспериментов на территориях известных нефтеносных провинций было установлено, что в регистрируемых автором обширных БГФ аномалиях отражаются проекции, как крупных глубинных разломов, так и залежей углеводородов (УВ). Судя по всему, каждая обширная БГФ аномалия проецирует в своём контуре всю совокупность имеющихся ниже залежей УВ любого типа, как пластовых на всех структурных этажах, так и жильных. Имеются экспериментальные данные, которые свидетельствуют, что проекции каждой такой залежи в регистрируемой БГФ аномалии накладываются друг на друга без взаимного влияния в местах наложения. При этом непересекающиеся фрагменты каждой залежи дополняют аномальную зону, увеличивая её площадь ровно на такой же фрагмент. В то же время отражения глубинных разломов проявляются при картировании таких аномалий в виде рассекающих их сравнительно узких, линейных, иногда изломанных, полос, в пределах которых аномальный биогеофизический эффект отсутствует. В продолжениях же этих полос за пределами границ обширных аномалий аномальный эффект вновь начинает проявляться. Получается, что некое поле, формируемое залежами углеводородов и глубинными разломами, имея схожие аномальные проявления, при наложении взаимно нейтрализует друг друга. Кстати, в местах пересечения проекций двух тектонических нарушений аномальный эффект также нейтрализуется.
Подтверждением того, что указанные выше линейные аномальные зоны отражают глубинные разломы земной коры, является то, что они регистрируются в виде полос фактически над всеми крупными и большинством мелких рек, а также над оврагами. А, как известно из геологии, русла рек и овраги формируются в тех местах поверхности осадочных толщ, которая была ослаблена тектоническими движениями блоков фундамента вдоль разломов. Возможность же регистрации глубинных разломов кристаллического фундамента сквозь многокилометровые осадочные толщи свидетельствует о высокой проникающей способности формируемого ими некого поля. Многими исследователями отмечается строго вертикальная направленность этого поля с совершенно незначительным рассеянием, а также патогенное воздействие его на многие растения и на организмы животных и людей.
О физических основах явления, лежащего в основе данного метода, пока можно рассуждать лишь на уровне гипотез. Общепризнанной теории на этот счёт ещё не существует! Тем не менее, стабильная повторяемость границ аномалий при их фиксации опытным оператором в любых условиях указывает на реальность этого явления. Указанный выше комплекс признаков даёт возможность уверенно отличать друг от друга аномалии, отражающие залежи УВ от аномалий, формируемых глубинными разломами. Поэтому предложенная технология поисков и картирования залежей УВ на основе БГФ метода имеет громадные перспективы благодаря таким своим уникальным качествам, как высочайшая производительность и экономичность, а также высокая детальность исследований, большая глубинность и определённость полученных результатов. Фактически это единственный прямой метод поисков месторождений УВ.
С некоторыми результатами применения этой технологии можно познакомиться в тезисах доклада автора на конференциях по глубинному генезису УВ — «1-е и 2-е Кудрявцевские чтения»:
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКОВ И РАЗВЕДКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УВ НА ОСНОВЕ БГФ МЕТОДА  http://conference.deepoil.ru/images/stories/docs/tema/002_Andreev_Theses.pdf 1-е КЧ,
КАРТИРОВАНИЕ ЗОН ЛОКАЛИЗОВАННОЙ РАЗГРУЗКИ ГЛУБИННЫХ УВ В ЗЕМНОЙ КОРЕ БГФ МЕТОДОМ http://conference.deepoil.ru/images/stories/docs/2kr_theses/Andreev_Theses.pdf 2-е КЧ.
В блоге автора можно посмотреть полный текст доклада на 1-х Кудрявцевских чтениях Технология поисков и разведки месторождений УВ на основе БГФ метода и тезисы Доклада на 2-х Кудрявцевских чтениях с материалами презентации.
Порядок проведения работ. При проведении экспрессной БГФ съёмки, точки пересечения границ обширных БГФ аномалий оператор фиксирует во время движения на автомобиле по выбранному маршруту, а также на коротких остановках, с целью предварительной оценки направления простирания этих границ. Координаты фиксируемых точек отмечаются с помощью GPS-навигатора. После обработки полученных результатов, интервалы пересечения по автодорогам обнаруженных обширных БГФ аномалий, отражающих контуры месторождений УВ и глубинных разломов, выносятся на карту (любое месторождение УВ, как правило, рассекает целый узел тектонических нарушений). Таким образом, полученные в результате экспрессной съёмки данные позволяют получить предварительное представление о наличии на изучаемой территории месторождений УВ. А выполняемые в последующем детальные исследования выявленных аномалий позволяют получить точные данные о размерах соответствующих им месторождений УВ и структуре их проекций на поверхности Земли. Выполняется такое детальное картирование лишь по дополнительному договору с Инвестором, т.к. оно требует уже существенно большего труда, времени и оснащения. Здесь требуются протяжённые пешие переходы по изучаемым интервалам между автодорогами, высоко проходимый транспорт для проезда по бездорожью.
Структура месторождения в плане иногда позволяет разделить по косвенным признакам залежи пластовые (сводовые или моноклинальные), от залежей жильного типа. Общее представление о геологическом разрезе позволяет в некоторых случаях предположить примерные глубины залегания этих типов залежей. Но для более точного расчленения геологического разреза с оценкой возможного положения в нём этих залежей, требуется применение и других методов геофизики. При этом их применение в этом случае может быть уже локализовано в пределах выявленных аномальных зон, а следовательно, выполняться в значительно меньших объёмах. В частности, в ограниченном объёме, только в пределах выявленных объектов рекомендуется выполнять сейсморазведочные работы, удовлетворяя тем самым обязательное требование лицензионного задания. Проведение в ограниченном объёме газогеохимической съёмки — отдельными профилями, пересекающими исследуемую аномалию, позволило бы получить дополнительное подтверждение присутствия углеводородов в недрах, пока у многих доверие к представленному здесь методу ещё не полное. Здесь ожидаются резкие газогеохимические аномалии над рассекающими залежь активными глубинными разломами, в связи с тем, что над ними формируются вертикальные ослабленные зоны, пронизывающие практически всю осадочную толщу. При проведении экспрессного и весьма экономичного резонансно-акустического профилирования (РАП) можно получать геомеханические разрезы до глубины 2-2,5 км, в которых эти ослабленные зоны хорошо отражаются. Наличие таких вертикальных зон свидетельствует о неотектонической активности глубинных разломов, возможной вертикальной миграции (внедрении) по ним глубинных флюидов и возможной максимальной продуктивности вторичных коллекторов в приразломных зонах — залежей жильного типа.

Результаты исследований. Изучение территории Саратовской области началось уже сразу после пересечения её границы с Самарской областью в Ивантеевском районе. Из Пугачёва был выбран маршрут на Озинки, через Клинцовку. По пути было обнаружено несколько обширных аномальных зон — пересечений контуров месторождений УВ на Пугачёвских 5-м и 4-м лицензионных участках. На подъезде с севера к Озинкам было пересечено мощное тектоническое нарушение, указанное на приведённом фрагменте карты (рис.2) штриховкой красного цвета. Направление простирания его не устанавливалось ввиду отсутствия времени. Но, судя по всему, именно его продолжение было обнаружено на первом от восточной границы Дергачёвского участка изгибе дороги, а затем на интервале дороги до с.Натальино, куда я свернул для пересечения этой аномальной зоны. Её пересечение показало присутствие здесь классической залежи УВ жильного типа субширотного простирания. Общая ширина залежи, обозначенная штриховкой синего цвета, составила 1050 м, а ширина разрыва аномалии, как предполагаемой зоны глубинного разлома (красная штриховка), — около 360 м. 
Рис.1 Пересечения БГФ аномалий по автодорогам в западной части Дергачёвского участка. 
Рис.2 Пересечения БГФ аномалий в восточной части Дергачёвского участка по автодороге Озинки – Дергачи.
Ещё одно пересечение этого разлома было зафиксировано на следующем изгибе дороги севернее п.Демьяс, снова уже в виде одного непродуктивного разлома. Границы простирания данной залежи вдоль этого протяжённого разлома, по всей видимости жильного типа, можно установить при её детальном картировании.
На интервале дороги от п.Демьяс до с.Новоросляевка у моста через ручей, впадающий в р.Алтата, были встречены ещё две аномальные зоны пока не установленного характера. На первый взгляд первая аномальная полоса показалась непродуктивным разломом, но в группе со следующей, более широкой полосой, это может оказаться ещё одной залежью жильного типа вдоль разлома, отразившегося здесь в виде разрыва между этими аномальными зонами. Более детальное картирование структуры данной группы аномалий позволит установить её характер — жильная залежь это или два непродуктивных разлома.
Направление простирания границ аномалий устанавливалось лишь примерно, по результатам пересечения каждой встреченной границы на противоположных обочинах автодороги, т.е. по отрезкам их границ длиной от нескольких метров, до первых десятков метров, в случае прохождения этой границы под острым углом к дороге. Искать по глубокому снегу за пределами дороги более отдалённые точки пересечения границ не было времени, да это и не входило в задачу данной экспрессной съёмки БГФ методом.
Найти приличную гостиницу в п.Дергачи не удалось, поэтому на ночлег пришлось ехать в придорожный мотель у г.Ершов. На следующий день исследования были продолжены по дороге к югу от этого города в сторону с.Новорепное. Аномальная зона — крупное проявление неотектоники шириной свыше 130 м, на этом пути было встречено лишь в одном месте, в нескольких км перед р.Моховая. Кстати, при пересечении по мостам русла этой и других речек было отмечено, что древние и совершенно не продуктивные тектонические нарушения на данной территории отражаются небольшими аномальными зонами, шириной всего в несколько метров. От с.Новорепное планировалось пересечь юго-западную часть Дергачёвского участка до п.Дергачи, но дальше с.Осинов Гай проехать здесь не удалось, в зимнее время эта дорога была совершенно не проезжей. Пришлось возвращаться по пройденному уже пути до г.Ершов, оттуда ехать по шоссе в п.Дергачи, и затем уже через южный выезд из посёлка (рис.3) делать попытку попасть в юго-западную часть исследуемого участка. Но как скоро выяснилось, что и с этой стороны по дороге на юго-запад никто зимой не ездит.
Рис.3 Выезд из пос.Дергачи на юг в сторону с.Алтата.
Здесь, сразу за южной границей посёлка Дергачи, у самого моста через р.Камышлейка (рис.3 и 4) началась обширная аномальная зона, шириной в 1,5 км (штриховка синего цвета) (рис.1). Наличие в нём разрыва шириной около 400 м (штриховка красного цвета) указывало на то, что эта зона отражает залежь УВ с пересекающим его глубинным разломом.
Далее к югу по этой дороге, в направлении к с.Алтата была встречена ещё одна очень большая аномальная зона шириной свыше 4,1 км, что указывает на присутствие здесь, кроме жильной залежи вдоль мощного глубинного разлома (разрыв аномалии почти в 500 м), ещё и возможной пластовой залежи в обширной антиклинальной структуре. Подтвердить это могла бы форма этой аномальной зоны при её детальном картировании, если она окажется близкой к изометрической. Южная часть этой залежи выходит за пределы Дергачёвского участка.
Рис.4 Вид с юга на пос.Дергачи и месторождение нефти у р.Камышлейка.

Отразившееся разрывом этой аномальной зоны мощное неотектоническое нарушение, по-видимому, находит своё продолжение в разрыве другой аномальной зоны, обнаруженной к юго-востоку от пос.Дергачи, за пос.Рабочий. Ширина этой аномальной зоны составила свыше 1,7 км, а её разрыва — свыше 560 м. При движении далее в этом направлении (рис.5), за совхозом Советский  была обнаружена ещё одна аномальная зона шириной свыше 1,8 км с разрывом шириной около 100 м. Было отмечено юго-западное простирание этой зоны, так же как и отразившегося её разрывом тектонического нарушения. Кстати, границы этого тектонического нарушения проявились и разбитыми участками твёрдого покрытия автодороги с крупными ухабами, что указывает на его современную активность. Проведение детального здесь картирования могло бы показать, не объединяются ли все эти три зоны в одно огромное месторождение углеводородов.
Рис.5 Въезд с юго-востока в с.Дергачи, со стороны совхоза Советский.
Далее планировалось по дороге через населённые пункты Гореловский и Уфимовский попасть в расположенную к югу от п.Демьяс часть лицензионного участка, но повышение в тот день температуры воздуха до 0 градусов и выше привело к тому, что просёлочные дороги стали оттаивать до появления грязи. В связи с риском застрять на таких дорогах где-нибудь в поле, пришлось срочно возвращаться к дорогам с твёрдым покрытием, поближе к п.Дергачи.
Улучшение погоды в ближайшие дни не ожидалось, поэтому на следующий день пришлось отправляться в обратный путь. По дороге в сторону г.Энгельс в районе п.Мокроус была зафиксирована ещё одна аномальная зона, похожая на залежь жильного типа с двумя разломами. Было отслежено также положение глубинного разлома под руслом р.Волга по самому северному мосту у г.Саратов. Здесь же у п.Шумейка была найдена возможная залежь УВ жильного типа. Это место оказалось недалеко от Южно-Генеральского участка и, возможно, какая-то связь между этими месторождениями имеется. И последняя в Саратовской области залежь УВ была обнаружена по автодороге у п.Петровск, у самой границы участка Северный-3.
Выводы и предложения. Безусловно, представленные здесь результаты исследований БГФ методом Заказчиком будут сравниваться с результатами исследований методами традиционной геофизики, в первую очередь сейсморазведки. В этом случае хотелось бы предостеречь от поспешных и ложных выводов. Сейсморазведка покажет лишь разрезы, по которым определяется положение антиклинальных структур и глубинных разломов. Очень дорогостоящая высокоразрешающая 3D сейсморазведка позволит даже в ряде случаев выделить возможные коллектора. Но непосредственное положение залежей УВ она не показывает. А залежи эти располагаются далеко не во всех антиклинальных структурах, и очень часто они занимают не всю площадь этой структуры. Это первая причина возможного расхождения представленных результатов с прогнозами. Вторая причина заключается в том, что залежи жильного типа, о которых по данным сейсморазведки геологи могут и не подозревать, простираются и между соседними антиклинальными структурами, там где, по представлениям ортодоксальных геологов, нефть находиться никак не может. Эти залежи располагаются в бортовых зонах неотектонических нарушений, которые только в самое последнее время стали иногда идентифицироваться по результатам высокоразрешающей 3D сейсморазведки в виде «субвертикальных зон деструкции» регистрируемого сигнала. А БГФ метод позволяет очень чётко регистрировать и такие залежи, и неотектонику, как продуктивную, так и не продуктивную! Новейшие методы пассивной сейсмики позволяют лучше увидеть такие зоны в разрезе, но такой определённости результатов, как в БГФ методе, ими в принципе не может быть достигнуто. Страдают существенной долей неопределённости и другие методы геофизики: гравиразведка, магниторазведка. Если вооружить практикующих специалистов более верной теорией о генезисе УВ, о формировании их месторождений, а также продемонстрировать им реальные структуры проекций месторождений на Земную поверхность, то их бы уже не стали так озадачивать фактические результаты, например, газогеохимии. Здесь стала бы понятна причина появления резких аномальных пиков в пределах контуров залежи.
В случае если Заказчика всё же удовлетворят представленные здесь результаты работ, в качестве их продолжения может быть предложено следующее:
1.                  Провести надёжную оценку БГФ методом перспективности антиклинальных структур, выявленных с помощью сейсморазведки, а также всех проектируемых точек заложения скважин;
2.                  В пешем порядке, а также с использованием высокопроходимого транспорта, детально оконтурить обнаруженные месторождения УВ и рассекающие их глубинные разломы, построить их на картах необходимого масштаба, попытаться разделить залежи пластового и жильного типа, выбрать точки для бурения потенциально наиболее высокодебитных скважин;
3.                  Дополнительно, с помощью экспрессного и экономичного метода РАП (резонансно-акустического профилирования), пересекая профилями выявленные БГФ методом продуктивные глубинные разломы, можно построить по этим профилям геомеханические разрезы до глубины 2-2,5 км, которые позволят визуализировать субвертикальные ослабленные зоны над такими разломами. Полученные при этом данные послужат дополнительным подтверждением активности тектонического нарушения, присутствия здесь жильной залежи с возможной её высокой продуктивностью. Это поможет выбрать в пределах контура месторождения УВ наиболее перспективные точки для бурения скважин.

Н. М. Андреев, геофизик
директор ООО «Радиоэкологическая лаборатория МГРТ»,
г.Миасс Челябинской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии