После прошлой
публикации и выложенной в ней карты с указанием «Местоположения ряда новых месторождений
нефти в северной части Тюменской области, обнаруженных БГФ методом в ходе
поездки по автодороге из Тобольска в Сургут», на одном из нефтяных
интернет-форумов ко мне обратился геолог из Западной-Сибири с просьбой
высказать свою оценку перспектив Демьянского участка недр (рис.1). Этот участок
тогда был пересечён по указанной на карте автодороге Р-404. Насколько я понял, этому
геологу было интересно услышать моё мнение о перспективах этого участка и
сделать для себя вывод о ценности данных, получаемых БГФ методом, сравнив их с располагаемой
им геологической информацией.
Рис.1 Положение трасс нефтепроводов на Демянском участке недр в Тюменской области. |
Несмотря на весьма скудную информацию, полученную мной по данному
участку лишь в отношении узкой полосы автодороги, по которой он был пересечён на
большой скорости, в своём первом письме я попытался дать излишне расширенный
ответ на его вопрос. Не следовало включать в него ряд своих пока неподтверждённых
предположений. Вот фрагменты этого письма:
«…Как можете сами увидеть из приведённого
фрагмента карты, на интервале автодороги через ваш участок мной было
пересечено лишь две группы аномалий. Первая одиночная аномалия (при дальнейшем
более детальном изучении вопроса она оказалась всё же за пределами участка) под современным руслом р.Демьянка шириной
около 130 метров отражает достаточно мощный, но непродуктивный разлом. А вот
вторая группа аномалий отражает залежь УВ жильного типа. Об этом говорит ширина
этой аномалии, в пересечении по автодороге всего около 700 метров, и наличие в
середине этой аномалии разрыва шириной около 200 метров…». Обычно в виде
таких разрывов аномальных зон отражаются разломы. И исходя из предполагаемого
здесь его наличия я предположил, что «…Судя
по всему по этому разлому проходило более древнее русло р.Демьянка, следы
которого сохранились в виде стариц к востоку от п.Демьянское. По всей видимости
с этим же разломом связан и северо-западный изгиб р.Иртыш возле этого посёлка.
Остальная часть автодороги в пределах вашего участка проходит над стабильными
блоками фундамента без крупной разломной тектоники. Поэтому закономерно, что
там нет больше никаких залежей УВ. Но в целом, судя по резким изгибам русла
р.Иртыш, разрывная тектоника в этом районе достаточно развита и на данном участке
вполне можно ожидать обнаружения не одной ещё залежи...». Далее,
последовало небольшое лирическое отступление, в котором отразил поддерживаемые
мной теоретические представления о критериях нефтеносности, в приложении к
данному участку. «…заранее уверен,
расположение этих залежей будет чётко определяться характером этой тектоники, в
первую очередь они будут приурочены к элементам горизонтального сдвига, как это
и описано у Тимурзиева А.И. Совершенно бессмысленно там изучать условия
седиментации и прочую органическую муть…». Описал, как должна выглядеть
типичная жильная залежь в разрезе. «…Обнаруженная
мной залежь в пересечённом месте будет иметь субвертикальное строение, и
простираться на большую глубину. Внедрились ли там УВ выше юрских отложений, не
знаю, но в основной своей части будет располагаться в них. Ближе к
п.Демьянское, у возможной плоскости сдвига, где обнаруженный продуктивный
разлом будет иметь максимальное раскрытие, можно ожидать и наличие пластовых
залежей…». Далее предложил ему «…Если
руководство Вашей компании захочет получить промышленный приток нефти с первой
же скважины на этом участке, и вообще забыть на будущее про "сухие"
скважины, то я бы мог им в этом помочь. Более детальное изучение этого участка
моими методами, позволит гарантировано найти все имеющиеся там залежи УВ и
выбрать наиболее перспективные места для бурения наиболее высокодебитных
скважин. Ну а если не захочет, то флаг вам всем в руки! Ищите своими
традиционными методами. Может быть, что-то и когда-то найдёте, если компания
ещё не разорится при сегодняшнем уровне цен на нефть».
Из полученного ответа на это
письмо понял, что геолога в чём-то разочаровал, не оправдав его ожиданий, а также
других специалистов компании – недропользователя, если данный вопрос с ними
обсуждался. БГФ метод их не заинтересовал и при продолжении работы на данном
участке обращаться к нему они не намерены. «Прилагаю
Вашу карту перспектив … и обзорку по Демьянскому участку. Судя по вашей карте
перспективы нашего участка не большие... Через Демьянский участок проходит
нефтепровод. Может ли его наличие оказать какое-то влияние на ваши замеры?
Постараюсь поделиться хорошими новостями после бурения нами поисковой скважины
(скорее всего через 1.5-2 года»).
Мой ответ на это получился
достаточно обширным и с большим объёмом графики, поэтому вместо поста на
страницах интернет-форума мне пришлось переделать его, представив в виде
очередного сообщения в блоге. Просто по результатам дополнительного заочного изучения
данного интервала автодороги по более детальным картам, с учётом положения на
них зафиксированных здесь аномальных зон, был сделан вывод об ошибочности моего
вывода о природе второй группы аномалий. Стала понятна и причина этого. Вот
текст этого моего письма данному геологу:
«Хотелось бы, чтобы Вы правильно понимали характер и уровень
достоверности представленных мной в блоге сведений по данному маршруту, и по
вашему Демьянскому участку в частности.
Во-первых, эти сведения относятся только к узкой полосе вдоль дороги,
по которой я проехал на автомобиле на скорости около 100 км/час. Причём, сам
был за рулём, держа его лишь одной рукой, а во второй руке у меня была рамка.
Рядом сидел геолог, который раньше работал в Лангепасе и, собственно, по его
рекомендации меня там тогда были готовы встретить в одной нефтяной компании. По
моей команде, либо когда видел, что рамка срабатывала при пересечении границ
очередной аномалии и резко поворачивалась к моей груди, он фиксировал точки в GPS.
Выехали мы с ним из Тюмени часов в 6 утра и очень спешили, чтобы успеть
до конца рабочего дня доехать до Лангепаса, где я потом в этот день успел ещё и
выступить с презентацией, поэтому почти не останавливались по дороге. Хотя у
меня и большой опыт проведения подобных исследований по 12 и более часов в день,
когда приходится их проводить, одновременно управляя автомобилем, тем не менее,
можете себе представить моё состояние ко времени пересечения Демьянского
участка? Чуть позже, на подъезде к Оби, я вообще от утомления на время перестал
фиксировать аномалии. Так что к этому времени за разговорами внимание где-то
могло и отключиться, и в такие моменты вполне мог пропустить небольшие
аномалии. В конце концов, я иногда и опускал руку с рамкой, хотя бы для того,
чтобы переложить её в другую руку.
Меня никто не заставлял так мучиться в дороге, и я не кому ничего не
обещал на счёт исследования данного маршрута. Просто делал это по привычке,
т.к. всегда стараюсь использовать такие возможности в поездках для хотя бы
поверхностного предварительного изучения любого нового маршрута.
Что касается вашего участка (да и не только вашего), только если бы я
проследил в пешем порядке границы отмеченных там аномальных зон, то мог бы по
их форме и ряду дополнительных критериев с полной уверенностью утверждать об их
характере – отражают ли они залежи УВ, либо разломы в фундаменте, а может и
трассы нефтепроводов. В последнем случае каждая их нитка будет чётко отражаться
в линейных аномалиях, ширина которых соответствует размерам проложенной в земле
трубы. А вот при пересечении их с большой скоростью на автомобиле, группа ниток
нефтепроводов отражается уже в виде сплошной аномальной полосы соответствующей
ширины. Дело в том, что фиксация аномалий происходит с некоторой инерцией, и
чем больше скорость перемещения оператора, тем с большим смещением от реальной
границы происходит реакция рамок. При этом на отдельные узкие аномалии они
вообще не успевают отреагировать, а при наличии их целой группы они фиксируются
как сплошная аномальная полоса. Так что аномальные зоны, фиксируемые при
экспрессной БГФ съёмке по автодорогам на большой скорости, являются лишь
указанием на то, что их следует на следующем этапе более детально изучить в
пешем порядке по всему периметру. И тогда, если выяснится, что они отражают
залежи УВ, изучив внутреннюю структуру аномалий, можно достаточно уверенно
показать даже точки для заложения наиболее высокодебитных для участка скважин.
Но в таких случаях я обычно дополнительно (и для контроля) пересекаю эти места
профилями РАП, чтобы визуализировать в построенных геомеханических разрезах
субвертикальные ослабленные зоны (коллекторы) жильных залежей, которые и должен
пересечь ствол скважины до самого фундамента».
Ниже (рис.2, 3 и 4) приведены
фрагменты карт в масштабе 1:25000, где на интервале, пересекающем площадь
Демьянского участка, по порядку отражены три отрезка автодороги Тобольск –
Сургут. На первом фрагменте карты (рис.2) показано вероятное положение
глубинного разлома под руслом р.Демьянка. Отразившая его аномальная зона, как
это и бывает всегда при фиксации её на большой скорости автомобиля, имеет
существенное смещение по ходу движения. При необходимости, фактическое
положение таких аномалий легко установить, проехав повторно по этому же участку
дороги, но уже медленно, либо пройдя по нему пешком.
Рис.2 БГФ аномалия на интервале автодороги Тобольск-Сургут южнее Демьянского участка недр. |
Рис.3 Группа БГФ аномалий на интервале автодороги в пределах Демьянского участка, рядом с широкой трассой группы нефтепроводов. |
Рис.4 Третий интервал автодороги в пределах Демьянского участка. |
Исходя из указанного выше,
получается, что обнаруженная довольно широкая аномальная зона на данном участке
(рис.3) с большим разрывом внутри отражает не пересечение типичной жильной
залежи углеводородов в недрах. Здесь в аномальных полосах, с большим смещением
по ходу движения и «слившись» ввиду высокой скорости их пересечения в две
группы, отразилась широкая трасса нефтепроводов. Почему не отразилась в
подобной аномальной зоне следующее пересечение трассы нефтепроводов практически
такой же ширины (рис.4), пока не знаю. При следующем пересечении данного
участка это можно проверить. Скорее всего, именно в этот момент отвлёкся и уже не
вёл наблюдений. А может быть увидел на этот раз при пересечении характерные признаки
присутствия нефтепроводов и не стал фиксировать над ними аномалии, зная, что
они ложные и не отражают ни разломы, ни месторождения УВ. Обычно при подобных
исследованиях я игнорирую такие аномалии над визуально наблюдаемыми нефте- и
газопроводами.
Ну что же, эти новые данные позволяют удалить с карты, приведённой в
предыдущем сообщении, поставленный в этом месте знак для предполагаемого месторождения
нефти. Получается, что ни одного месторождения на Демьянском участке пока не
было обнаружено. Тем не менее, цитируя своё второе (не отправленное) письмо
геологу:
«Я не считаю, что
перспективы этого участка невысокие. Напротив, здесь есть узел крупных
глубинных разломов. Над одним уже установленным мной разломом в фундаменте
сформировалось русло речки Демьянка. Другой разлом должен быть под руслом
р.Иртыш. Исключительно с узлами пересечения подобных разломов только и связана
перспективность участка по нефти и газу, в соответствии с глубинной теорией их
происхождения. Руководствуюсь ей и я, т.к. она гораздо более логичная,
убедительно подтверждается огромным числом фактов по множеству известных
месторождений углеводородов, а также полностью объясняет особенности
фиксируемых мной аномальных зон над ними.
О предварительных перспективах же всего данного участка, а не только пересечённого
мной по автодороге фрагмента в его юго-восточной части, я могу говорить с
определённой полнотой только в случае изучения его ещё по нескольким маршрутам.
Ввиду отсутствия здесь других автодорог, это можно было бы сделать экспрессным
БГФ методом только путём облёта его на вертолёте по нескольким профилям. Но так
как, западно-сибирские нефтяные компании крайне консервативны в данном вопросе
и не понимают ещё той огромной пользы, которую могли бы получать, используя
возможности данного метода, пока буду продолжать своё успешное сотрудничество с
рядом компаний Волго-Уральского и других регионов, где применение этого метода гораздо
проще. Это те регионы, где имеется достаточно густая сеть шоссейных и
просёлочных дорог, и где не так сложно исследовать участки в пешем варианте БГФ
метода».
В заключение хотелось бы заметить, что для компании Сургутнефтегаз
было бы весьма полезно проверить перспективы хотя бы той точки, которую они
выберут для бурения первой скважины на этом участке. Даже если на данном этапе доверять
моей оценке её перспектив они не намерены и будут действовать вопреки моим
рекомендациям, скоро у них будет возможность убедиться в правильности моего
прогноза. Дай бог, чтобы этот прогноз был благоприятный, и бурение завершилось
бы открытием нового месторождения. Хуже будет, если «придётся кусать локти»
после получения «сухой» скважины, как руководству компании, пробурившей недавно
разведочную скважину в Голышмановском районе Тюменской области. Ведь я их о таком
результате уверенно предупреждал ещё на 600-х метрах этой скважины. А до
этого в переписке со мной ген.директор намеревался применить БГФ метод при
выборе точки заложения данной скважины. И я вполне мог бы ему их выбрать — совсем
рядом имеются просто шикарные будущие месторождения УВ с достаточно обширными
пластовыми залежами. Выбранное же ими место было совершенно бесперспективным, и
это благодаря БГФ методу было бы совершенно ясно ещё до бурения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здесь вы можете оставить свои комментарии