Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

воскресенье, 14 января 2018 г.

Неизвестное прошлое Миасса, часть 1.

Часть 1. Источники об истории Центральной части города.
История Старой части города Миасс более-менее известна. Эту информацию легко можно найти на множестве ресурсов в сети. Считается, что основан город в 1773 году (рис.1), в котором Л.И.Лугинин заложил здесь Миасский медеплавильный завод. И развитие этой части города шло в то время «по регулярному плану» (рис.2). Причиной этого считается то, что начальный период его строительства совпал с расцветом классицизма в России.
Рис.1 Герб города Миасс (с 1992 г).
Рис.2 План Миасского завода 1841 года архитектора Златоустовских заводов Фёдора Тележникова.
А вот о прошлом центральной части города сведения в Википедии весьма лаконичны. Сообщается, что строительство здесь началось лишь весной 1939 года. 3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). А 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо». 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию в городе — заводу «Миассэлектроаппарат».
Сегодня уже мало кто помнит, что эта часть г.Миасс раньше назвалась поселком Октябрьский. Такое название получила территория жилого посёлка автозаводцев спустя полгода после начала строительства нового предприятия. Тогда в нём уже действовали самые необходимые в тех условиях учреждения: пекарня, магазин, столовая, клуб, почта. Размещались они в бараках, а порой и в землянках. А начиналось здесь всё, по воспоминаниям ветеранов автозавода [1], с довоенной замороженной стройплощадки шарикоподшипникового завода. Запорошенные снегом котлованы, коробка здания без окон и дверей (где сейчас находится электрокарный цех), и сосновый лес вокруг. Неподалёку посёлок старателей Мелентьевка, до города (Старого) 12 км. Прибывшие с эвакуированным заводом рабочие увидели здесь только частные дома, никаких больших предприятий. Коммунальных домов всего десятка полтора.
В течение 1942 года рядом с заводом было построено 3 деревянных дома, 4 барака и 2 землянки (в 1945 г эта улица получила название Победы). В 1943 году на ул.Сталина (ныне проспект Автозаводцев) возведено 4 двухэтажных дома из бруса (для приезжих специалистов); застраивались шлакоблочными домами кварталы № 26 и 27 на ул. Молотова (ныне Калинина). Доставка рабочих из старого города на автозавод в это время осуществляется мотовозом по специально построенным железнодорожным путям от ул.30 лет ВЛКСМ до ул.Мотовозной и от переезда через главную железнодорожную магистраль (район нынешнего рынка «Титаник») до автозавода. Промежуток между конечными остановками через ж/д-переезд преодолевается пешком. В 1945 году начал строиться новый основной корпус заводской больницы. Была сдана в эксплуатацию первая капитальная 2-х этажная школа здание с массивными колоннами. {Одни источники указывают в этом месте на школу №17.которая сегодня выглядит вот так (рис.3). Похоже? Вот и я не совсем понял, в чём тут прикол? Скорее всего, в 45-м была открыта какая-то другая школа. И более точна публикация в местной газете «Глагол» об истории «Треста Уралавтострой», где прямо указывается, что школа №17 была открыта в 1948 году. Правда при этом уточняется — первая в пос.Октябрьский.}. Планировалось строительство культурных центров, новых кинотеатров, шла разбивка территории под спортивную базу.
Рис.2 Школа №17 сегодня.
С проспекта Автозаводцев начинался современный Миасс. По узкоколейке, проложенной от проходной завода до ж/д станции Миасс, возили материалы для строящихся домов и одновременно рядом укладывали булыжную мостовую. В этом строительстве принимали участие пленные немцы и венгры. В 1947 году все военнопленные, одетые в одинаковые синие костюмы, поездами были отправлены на родину.
В мае 1946 года в город приезжал автор проекта «Большой Миасс» Рафаил Иосифович Друбецкий, архитектор института «Ленгорпроект», с генеральным планом строительства. Он предусматривал многоэтажную жилую застройку площади от автозавода до старой части города с широкими благоустроенными улицами и сетью трамвайных линий. Главный проспект центральной части города подлежал застройке многоэтажными домами не повторяющейся архитектуры, что было выполнено впоследствии лишь от ул.Орловской до ул.Ферсмана (рис.4а и 4б, 5).
а.
 б.
Рис.4 Примеры архитектуры жилых домов по проспекту Автозаводцев: а. Угол улицы Гвардейской; б. Башня с часами дома №19.
Рис.5 Кинотеатр «Урал» в 1950-е годы.
В 1954 году появилась современная поликлиника — 3-х этажное здание изящной архитектуры с тщательной внутренней отделкой (рис.6), а также ещё много других общественных зданий. Как и планировалось, построенный в послевоенные годы проспект имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с лепными украшениями. Активно он застраивался и в 1960-е годы. В 1980-е годы по нему пустили троллейбусы. К сожалению, ради этого была уничтожена живописная аллея, проходящая посередине проспекта. В хрущёвское время было принято решение переименовать Миасский завод имени Сталина в Уральский автомобильный завод — «УралАЗ», а проспект имени Сталина — в проспект Автозаводцев.
а.
б.
Рис.6 Здание поликлиники в 1970-х (а.) и в 2018 году после ремонта (Детская поликлиника №1) (б.)
Центральный район («Автозавод») Миасса, имеющий смешанный характер застройки, сегодня представляет собой сложную архитектурно-пространственную структуру. Четкая система кварталов и улиц с капитальной жилой застройкой в нём сформирована вдоль главной магистрали города (пр. Автозаводцев). Жемчужиной проспекта является величественное здание Дворца культуры Автомобилестроителей, а также отличающийся строгим Питерским изяществом весь архитектурно-планировочный комплекс вокруг (рис.7). Торжественное открытие Дворца, заложенного в 1946-м, а достроенного в 1961-65 годах (рис.8), состоялось 3 ноября 1965 г. Проект его не типовой, а так называемый «повторного использования». Таких ДК по всему союзу было всего лишь пять: Бийск (1963 г), Миасс (1965 г), Челябинск (1967 г), Днепропетровск (1967 г), Северодонецк (1967 г). Проект был слишком дорогим и сложным, чтобы тиражировать его сотнями.
Рис.7 Дворца Автомобилестроителей и архитектурный комплекс вокруг, 1980г.
Рис.8 Строительство Дворца Автомобилестроителей, где-то в начале 1960-х.
Из воспоминаний [1], когда в первый послевоенный год закладывался фундамент Дворца, там протекала безымянная речка-ручей, не пересыхавшая в самые знойные месяцы лета и не перемерзавшая в самые лютые морозы. К установленной на пустыре бетономешалке подвозили гравий, песок, цемент. А воду для замешивания бетона брали прямо из ручья. Вёл эти работы один из первостроителей завода начальник участка Василий Максимович Панченко. Но почему-то после закладки фундамента строительство законсервировали на многие годы, и вокруг его бетонных лент долго ещё люди сажали картофель.
В 1951 году в Москве на совещании директоров техникумов Министерства металлургической промышленности СССР был решен вопрос о строительстве нового учебного комплекса Миасского геологоразведочного техникума, который было решено строить в пос.Октябрьский по проспекту Сталина. 19 декабря 1955 г был дан первый звонок в новом учебном корпусе (рис.9). В апреле 1956 г учащиеся вселились в новое общежитие, а преподаватели — новый дом. Я учился в этом техникуме с 1977 по 1981 годы.
Рис.9 Здание Миасского геологоразведочного техникума, судя по всему, в 1955 году.
Итак, приведённые скудные сведения — это практически всё, что можно найти среди опубликованного по истории Центрального района города Миасса. Уже первое знакомство с ними вызывает искреннее удивление и недоуменные вопросы! Как так могло быть, что в период величайшего напряжения сил и дефицита материальных ресурсов военных и первых послевоенных лет они так не рационально расходовались? Ведь вместо каждого из этих помпезных зданий тогда вполне можно было построить по несколько других, более простой конструкции, и расселить в них остро нуждающийся в жилье народ. Собственно это и происходило, ряд микрорайонов в это время активно застраивался простыми шлакоблочными домами. С «наворотами» строились дома лишь на ближайшем к заводу интервале проспекта, а также ещё в нескольких местах, как бы произвольно разбросанных по округе.
Казалось бы, всё объясняет краткое руководство «Планировка и застройка города», которое в 1947 г было составлено для главных архитекторов городов. По своему хозяйственно-политическому назначению в нём города были разделены на группы: административно-политические центры, города ясно выраженного промышленного профиля и города приморские, курортные. Согласно данному руководству, промышленные города должны раскрывать в своем художественном облике «ведущую тему заботы о советском человеке, отдающем свой труд родине и народу». Особое значение должны иметь магистрали, соединяющие центральные ансамбли города с его главными промышленными районами, они должны стать парадно застроенными привлекательными улицами. Были даны конкретные рекомендации: «предзаводские площади не должны быть мрачными и безликими», «жилым районам промышленного города должен быть придан радостный облик, проникнутый чувством большой заботы о человеке» [2]. Но моё исследование данного вопроса показало, что не всё здесь так просто. Во-первых, судя по приведённым сведениям, первые архитектурные шедевры в этом районе города закладывались уже в 1945 году. А в 1946 года в город приезжал автор проекта «Большой Миасс» Р.И.Друбецкий, архитектор таинственного института «Ленгорпроект» (конкретных сведений о котором в сети, почему-то, крайне мало) с готовым генеральным планом застройки, в первую очередь района автозавода. Следовательно, необходимые для составления этого плана изыскания были проведены ещё раньше. То есть получается, что до поступления указанного руководства 1947 года всё прежнее архитектурное «расточительство» было лишь личной инициативой местных властей и данного архитектора?

ЛИТЕРАТУРА
1. Манин А.В. УралАЗ. Завод у подножия Ильмен. // Южно-Уральское книжное издательство, 1991. – 623 с.
2. Малкова, И. Г. Промышленные города Урала: опыт регулирования градостроительного развития (1940-1950-е годы) / Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №16 (371). История. Вып. 65. С. 61-65.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии