Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

четверг, 12 июля 2018 г.

Исследование золотоносности участка недр на Северном Урале


Поздней осенью 2016 года по приглашению одного инвестора было проведено небольшое экспрессное изучение его участка недр на Северном Урале. Основной целью этой поездки планировалась демонстрация возможностей биогеофизического (БГФ) метода по поиску золоторудных объектов и по оконтуриванию россыпей. Надеялись, что там будет обеспечена оперативная заверка сделанных прогнозов хотя бы в двух-трёх местах участка, копнув здесь экскаватором.
Но не всё оказалось так просто. Заказчика, прежде всего, интересовало, имеются ли на этом участке золоторудные объекты. Кроме того, ему хотелось кое-что уточнить в положении известных ему россыпей. При этом, как оказалось, нарушать производственный процесс ради таких экспериментов и гнать куда-то единственный экскаватор никто не собирался.
Рис.1 В поездке по участку.
В ходе изучения участка проехали на «крузаке» где смогли по заснеженным лесным дорожкам (рис.1). Местами прошлись походить пешком. Посмотрели место, где они сегодня ведут добычу (рис.2). Сравнил в этом месте показания биолокации с фактическими данными: по глубине плотика и россыпи, по содержанию в ней металла. Затем сравнивал содержания, полученные в других интересующих местах данной площади, с этим, как бы, эталоном. Сделал определённые выводы о том, что же показывает на самом деле считающийся сегодня столь необычным метод.
Рис.2 Место сегодняшней добычи.
Дело в том, что при проведении биолокационным методом опроса по содержаниям металла в конкретных местах, оно всегда получаются существенно выше привычных значений, как по рудным объектам, так и по россыпям. В отношении рудных месторождений уже давно пришёл к выводу, что нет никаких оснований рассчитывать на получение информации о содержаниях металла на всю рудную массу, которая извлекается из карьера или из горной выработки. Эта величина достаточно условная и определяется она кондициями, установленными для данного конкретного месторождения. А получаемая лозоходцем информация, очевидно, отражает содержания металла лишь в действительном рудном материале, сформировавшемся по вмещающим трещинам в виде жил. Потому что с результатами старателей, отрабатывающих обычно только такие жилы, результаты биолокационной оценки содержаний коррелируют вполне неплохо.
Что касается россыпей, то оказалось, что при настройке лишь на свободное, гравитируемое золото, получаемые оценки его содержаний в пластах также вполне сопоставимы с реальными данными. Только необходимо учитывать, какой показатель тебе сообщают. На отрабатываемом участке, приведённом на фото с экскаватором, по сведениям от местных работников содержание золота составляет всего лишь сотни миллиграммов на куб, и местные были вполне довольны этой россыпью. Но это противоречило моим данным, полученным с помощью биолокации, которые свидетельствовали о наличие здесь нескольких граммов на куб. И лишь подумав, стало ясно в чём тут прикол. Они то считают на всю горную массу, которую вывозят БелАЗами на гидромонитор (рис.3, 4). А я сначала оценил интервал глубин россыпи, а затем содержание в нём золота, т.е. мной оценивалось содержание на пласт. И если пересчитать мои значения на всю горную массу, то моя оценка окажется вполне сопоставимой с фактическими данными.
Рис.3 Гидромонитор.
Рис.4 Приёмный бункер.
При изначально неплохом отношении к биолокации, результаты нашей работы вполне удовлетворили Заказчика. Все известные ему россыпи я обнаруживал безошибочно. В одном случае продемонстрировал даже возможность подсечения известного ему узкого шлейфа при движении на небольшой скорости на автомобиле по лесной дороге. Кроме этого, показал ему на территории данного участка недр ещё много чего интересного: положение и структуру в первом приближении рудных объектов, сформировавших россыпи данного района, а также новые россыпи, о которых он ещё не знал.
Очень интересным оказалось изучение старинных старательских разработок, которые здесь велись ещё с позапрошлого века. По словам Заказчика, в той долинке, где они вели отработку, чуть выше места, указанного на фотографии с экскаватором, полностью перемывая грунты, было обнаружено множество шурфов точно в том месте, где и они получили максимальное количество металла. Сегодня в этом месте на дне перемытой долины лежат кучи брёвен, использованных в тех шурфах в качестве крепи. Его очень удивило, как же в старину могли так точно определять самые перспективные места! А меня это совсем не удивляет — наши предки вполне успешно применяли те же методы, применяемые сегодня и мной. А в этом месте я обнаружил пересекающий долинку рудный объект, который и сформировал данную россыпь.
В другом месте мной была откартирована система подземных выработок от показанного им старинного шурфа. Что интересно, отходящий от шурфа штрек проходил строго в направлении простирания рудного объекта. А каждый орт, из отходящей от штрека их серии, обрывался ровно на границе рудной зоны, у её зальбанда. Что косвенно подтверждало точность моего определения её границ. Все эти горизонтальные подземные выработки проходили в толще элювия на рудным объектом. 
 Рис.5 Один из старинных шурфов.
Вот ещё остатки старинного шурфа (рис.5), который был также заложен нашими предками точно в рудный объект с элювиальной россыпью над ней. Сегодня здесь пока отработка не велась. Вероятно, подобного типа залежи сегодняшним старателям не очень интересны. Толща торфов (так у них называются толщи любых пород выше продуктивного пласта) гораздо больше, чем в той аллювиальной россыпи в долине ручья. Здесь это, похоже, 6-7 метров суглинков и глин, а там было всего пару метров валуннистых речных отложений. Да и, как только недавно стало мне известно, металл в элювиальных россыпях обычно очень мелкий, и в свободном гравитируемом виде находится лишь небольшая его часть.
Это всё я узнал лишь когда сам недавно получил без аукциона такую россыпь, в соответствии с приказом №583. Хотел опробовать весь этот механизм получения лицензий на участки недр в нашей стране, который этим приказом был чуть-чуть либерализован. А для моих методов выполнить главное условие, позволяющее воспользоваться этим приказом, — выбрать участок в таком месте, за которым сегодня не числится никаких запасов или даже ресурсов, это как "два пальца об асфальт". Но о всех "подводных камнях", скрывавшихся за этой моей авантюрой, расскажу как-нибудь в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии