Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

вторник, 7 октября 2014 г.

О перспективах открытия нового нефтегазоносного района на юге Тюменской области

Вот такую записку мне прислал один из её авторов – Марголин Ефим. Дал он согласие и на публикацию её в моём блоге. Что я и делаю, полностью сохранив как в оригинале текст и подписи к нему.

Открытие нового нефтегазоносного района на юге Тюменской области – ближайшая реальная перспектива


Известный тюменский геолог Николай Николаевич Туманов, скончавшийся в 2013 году, предложил геологическую концепцию, согласно которой строение южной части Западно-Сибирской низменности (юг Тюменской области) с точки зрения нефтегазоносности аналогично строению Шаимского нефтегазоносного района, в котором основные запасы приурочены к неантиклинальным залежам.
Исходя из этой концепции, на Северо-Аромашевском лицензионном участке, принадлежавшем компании «Тюменьойл», Н. Тумановым по данным сейморазведки была оконтурена зона наличия ловушек и предложено бурение двух поисково-разведочных скважин.
В поисковой зоне была выполнена сейсморазведка 2Д в объеме около 800 погонных километров, закартировано несколько ловушек. Поисковая скважина (2 ствола) вскрыла коллектор в верхнеюрских отложениях и при испытании дала воду с газом, дебит составил почти 500 кубометров в сутки, что говорит о хороших коллекторских свойствах пласта. Это подтверждает теорию развития на юге Тюменской области коллекторов вогулкинской толщи, аналогично Шаимскому нефтегазоносному району. Отобранный в процессе бурения керн имел признаки наличия углеводородов (свечение в ультрафиолетовых лучах), что может говорить о следах миграции. Свечение в УФ-лучах бензольной вытяжки из керна тоже говорит о следах УВ.
Более подробный анализ данных ГИС по 2-му стволу скважины 11 позволяет с высокой вероятностью утверждать, что скважина вскрыла зону газоводяного контакта, мощность предположительно продуктивного пропластка – около 1 м. Это предположение также подтверждается тем, что в процессе испытания буровой раствор, вымытый при промывке с забоя, активно дегазировался (пузырями), а выделяющийся газ горел.
Результаты переобработки сейсмических данных, проведенной после бурения скважины, показали, что скважина была заложена не в оптимальных условиях.
В ходе дополнительных геофизических работ 2 независимых исполнителя картировали русловые отложения и предположили наличие отложений среднеюрского возраста (тюменская свита), что значительно увеличивает привлекательность геологоразведочных работ в пределах поисковой зоны (Южно-Аромашевский и Северо-Аромашевский лицензионные участки).
К сожалению, бурение в предполагаемом контуре следующей поисковой скважины, которая должна была привести к открытию газовой залежи, не состоялось. В 2008 году начался экономический кризис, и иностранный инвестор – владелец «Тюменьойл» – ушел из России. Компания обанкротилась.
Но даже бурение одной только скважины на Северо-Аромашевском участке привело к важному геологическому открытию. Впервые в данном районе был вскрыт пласт с прекрасными коллекторскими свойствами.
Таким образом, можно констатировать, что имеются абсолютно реальные предпосылки для открытия нового нефтегазоносного района на юге Тюменской области. Необходимо лишь завершение начатых геологоразведочных работ на Северо-Аромашевском и Южно-Аромашевском лицензионных участках.

Коллеги Н. Н. Туманова:
Владимир Романов, геолог
Ефим Марголин, к. г.-м. наук

Мои комментарии по данной записке:

Этот район находится в зоне моих особых интересов ещё с 2010 года, когда я в первый раз пересёк его по трассе от Заводоуковска до Абадское, и обратно через Бердюжье, Армизонское и до Упорово. В результате экспрессным вариантом БГФ метода мной было обнаружено 15 обширных аномальных зон, отражающих без всякого для меня уже сегодня сомнения положение залежей углеводородов в недрах. В последующем О перспективах Южно-Аромашевского участка я сообщал в своём блоге ещё раз.

Полагаю, что Вы уже знаете результат бурения последней скважины на Южно-Аромашевском участке у п.Голышманово. Жаль, что при выборе точки для бурения этой скважины они не воспользовался моими предложениями, тогда сейчас бы гарантировано уже получили хороший приток нефти или газа, а не бесполезные потери сотен миллионов рублей. Мне известно точное положение нескольких месторождений УВ на этой площади. Прошлой осенью у нас была переписка на этот счёт с Вашим знакомым — ген.директором предприятия-недропользователя. Но тогда он, по-видимому, не поверил в мои возможности. Этим летом я был на этой скважине, когда она имела ещё только 600 метров. Результаты моего исследования на площади вокруг неё показали полную бесперспективность бурения в этом месте, ни каких шансов обнаружить там УВ не было, т.к. поблизости не было обнаружено ни одной аномалии. О чём я сразу и сообщил ему тогда.

Причиной такой уверенности в своих подобных прогнозах является то, что из очень большого числа обследованных мной скважин, пока ещё не было встречено ни одной продуктивной, чтобы её не окружали такие аномальные зоны. И наоборот. Кроме того, может быть легко продемонстрирован факт регистрации аналогичного аномального эффекта над любым скоплением лёгких УВ, хоть над емкостью, лежащей на поверхности или зарытой в землю (в том числе над нефте- и газопроводами), хоть над пятнами утечки нефтепродуктов под землёй, обнаруженных мной недавно в районе некоторых старых автозаправок.

Что касается приведённой Вами информации. К сожалению, я не был знаком с Николаем Николаевичем Тумановым и более детально не знаком с его идеями. Но у меня уже сложилось твёрдое убеждение, что над подавляющим большинством геологов Западной Сибири очень прочно довлеют традиционные, но по факту ложные теории (в первую очередь осадочно-миграционная), совершенно пагубно влияющие на успешность их профессиональной деятельности. Нефтяная отрасль и соответствующая наука сегодня слишком заполитизирована (органики/абиогенщики — типа красные/белые), что очень мешает специалистам трезво смотреть на факты и приходить к наиболее напрашивающимся и логичным выводам. Вместо этого приоритеты повсеместно отдаются шаблонам, слабые ростки альтернативных взглядов в научных кругах и в крупных нефтяных компаниях не только не приветствуются, но и нещадно выпалываются. Придерживаясь их, большой карьеры не сделаешь.

Между тем эти ростки всё же смогли пробиться через всеподавляющую косность окружения. Идеи Кудрявцева, Порфирьева, Кропоткина на современном этапе успешно развиваются многими учёными геологами и геофизиками. И в первую очередь я бы хотел здесь отметить заслуги Тимурзиева Ахмета Иссаковича в формировании гораздо более убедительной теории о механизме формирования месторождений УВ. И мои методы исследований структуры этих месторождений, совершенно уникальные по своим возможностям, практически полностью подтверждают его правоту в данном вопросе. Исходя из этого, по моему убеждению, не имеют особого смысла описанная Вами следующая идея Туманова, т.к. теория «…развития на юге Тюменской области коллекторов вогулкинской толщи, аналогично Шаимскому нефтегазоносному району…» бессмысленна в самой постановке вопроса. Именно в таком противопоставлении её остальным районам Западной Сибири, а также в отнесении нефтеносности к каким-то отдельным толщам. Вся имеющаяся совокупность фактов, если не зацикливаться на положениях «господствующей» теории, показывает, что нефтегазоносность может фиксироваться практически в любых толщах. И если присутствуют необходимые условия по механическим свойствам осадочных толщ (коллектора, ловушки и покрышки), то залежам УВ совершенно без разницы, в каких типах пород формироваться. Пластовые залежи формируются при наличии в разрезе пластов более пористых отложений и антиклинальных, либо тектонически экранированных структур, но в любом случае для их формирования необходимо присутствие узла мощных глубинных разломов. И абсолютно все они в залегающих ниже низкопроницаемых толщах сопровождаются залежами жильного типа. И если на конкретном участке нет условий для формирования пластовых залежей, всё ограничивается лишь жильными залежами в низкопроницаемых толщах.

Мои подходы к изучению новых территорий очень просты и эффективны. Они позволяют просто «увидеть» прямо с поверхности, имеется ли в данном месте в недрах месторождение УВ или нет. Поэтому высокие перспективы Аромашевских участков, так и многих соседних на юге Тюменской области, у меня не вызывают никаких сомнений. А на Южно-Аромашевском участке я просто точно знаю положение нескольких таких месторождений.


Кстати, в соседней Курганской области Покровский участок также был выбран исходя из результатов моей предварительной оценки с помощью БГФ метода перспектив нескольких участков, выставленных на аукцион. Вместе с инвестором мы просто объехали на автомобиле все эти участки и проверили, имеются ли на них соответствующие аномальные зоны. И сейчас, если бы у них там не было затруднений в финансировании проекта, уже давно была бы пробурена скважина, получены промышленные притоки нефти и стали очевидны очень высокие перспективы всей Зауральской нефтяной провинции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии