Эпиграф

"Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов" В.И.Вернадский

суббота, 6 декабря 2014 г.

Структура очагов локализованной разгрузки глубинных флюидов по данным их картирования БГФ методом

Всероссийская конференция по глубинному генезису нефти
"3-е Кудрявцевские чтения". Москва, 20-23 октября 2014 г.
Тезисы доклада:
Структура очагов локализованной разгрузки глубинных флюидов по данным их картирования БГФ методом
Андреев Н. М.

ООО «Радиоэкологическая лаборатория МГРТ», г.Миасс, geophis@mail.ru


Уникальные возможности биогеофизического (БГФ) метода, на примере опыта решения различных геофизических задач, уже неоднократно демонстрировались автором на различных конференциях [1-6]. Технология поисков и разведки месторождений УВ на основе данного метода описана в докладе [5], а о критериях, которые позволяют решить задачу выделения локализованных очагов разгрузки глубинных флюидов в пределах обширных аномальных зон, картируемых БГФ методом и соответствующих контурам месторождений УВ, рассказано в докладе [6]. В данном докладе на ряде новых примеров по нефтяным и газовым месторождениям показаны особенности наблюдаемого строения очагов локализованной разгрузки глубинных флюидов в низкопроницаемых толщах при отсутствии пластовых залежей, мешающих непосредственному картированию этих очагов. Эти примеры получены в ходе выполнения демонстрационно-экспериментальных исследований на уже известных месторождениях УВ. Территории, где были получены данные примеры — нефтяное месторождение в Западной Сибири и ряд небольших газоконденсатных месторождений в Оренбургской области.

В прошлом году были проведены экспериментальные работы в Западной Сибири для демонстрации возможностей БГФ метода для геологов ТПП «Лангепаснефтегаз». Как это всегда бывает, в подобных случаях в качестве экспериментальной площадки предлагаются самые сложные и непонятные для недропользователя месторождения. И зачастую оказывается, что выявленная этим методом их структура радикально расходится с представлениями о них местных специалистов. При этом надо заметить, полученные структуры месторождений обычно полностью соответствует имеющимся фактам, т.е. все продуктивные скважины пересекают аномальные зоны, а в окрестностях «сухих» скважин они не наблюдаются.

Подробности сведений об исследованных в ходе данного эксперимента месторождениях нефти с автором не обсуждались. Все изложенные здесь выводы основаны лишь на предположениях, сделанных по установленным там или визуально наблюдаемым фактам, а также на тех крохах информации от сопровождавшего геолога, проскользнувших в разговорах с ним. Исходя из всего этого, в отношении одного из месторождений в километрах ста к северу от г.Лангепас сложилась следующая картина. 
Рис.1 Буровая на одном из кустов эксплуатационных скважин.
 Судя по всему, по мнению местных специалистов, оно представляет собой многопластовую массивную залежь. Основанием для этого послужили три успешные разведочные скважины вокруг на расстоянии друг от друга в 1-2 км, давшие притоки нефти. Одна даже с фонтаном. Проинтерполировав выявленные продуктивные интервалы по ним, были построены красивые многообещающие геологические разрезы. И на основании уже этих разрезов были запроектированы и между этими разведочными скважинами заложены два куста эксплуатационных скважин (рис.1) с горизонтальными продолжениями до 2-х километров. Но к великому их удивлению все эти скважины оказались либо «сухими», либо на каких-то своих интервалах дали небольшие притоки.

Экспрессно выполненная мной всего лишь за пару часов оценка этого месторождения показала следующую его структуру (рис.2). В результате проверки ближайших окрестностей трёх разведочных скважин стало ясно, что все они были заложены в очаги разгрузки глубинных углеводородных флюидов, представленных узкими жильными залежами, шириной всего до 100-200 метров. Кусты же эксплуатационных скважин расположены в совершенно пустых и бесперспективных промежутках между ними, в которых не было отмечено присутствия никаких аномалий. По всей видимости, лишь отдельные скважины в этих кустах где-то пересекли эти жильные залежи своими горизонтальными интервалами, дав какие-то притоки нефти. Но никаких пластовых залежей на данном месторождении на самом деле нет.

Рис.2 Фрагмент карты с БГФ аномалиями возле разведочных скважин 90 и 81.
Связь очагов разгрузки глубинных флюидов с элементами горизонтального сдвига блоков фундамента чётко прослеживается здесь в структуре аномальной зоны, более детально откартированной БГФ методом возле третьей разведочной скважины 78 (рис.3). Активный тонкий разлом, аномалия которого была даже не замечена при той стремительной скорости передвижения оператора, на которой автор вынужден был исследовать данные объекты, рассекает со смешением в плане широкий разлом, отразившийся у плоскости сдвига разрывами аномалии. За пределами же аномальной зоны, отразившей контур залежи нефти, один из разломов проявлен уже в виде такой же полноценной, но линейной аномалии. С другой стороны проявление этого разлома не совсем ясно. Скорее всего, здесь присутствует тектонический экран этой залежи, в котором аномалия от разлома также нейтрализуется в результате наложения на аномалию от залежи. К сожалению, более детально и шире исследовать эту аномальную зону, чтобы ответить на все вопросы, времени не было.

Рис.3 Структура аномальной зоны у разведочной скважины 78.
По Оренбургской области с одним из инвесторов была достигнута предварительная договорённость о проведении обследования БГФ методом ряда новых участков с целью выявления там перспективных аномальных зон — возможных месторождений УВ. Учитывая определённое ещё недоверие заказчика этих работ к подобным нестандартным подходам, автором было предложено безвозмездно в небольшом объёме провести опытные работы, целью которых должна была стать демонстрация на уже известных объектах связи фиксируемых БГФ методом аномалий с залежами углеводородов. При этом рассчитывал по результатам этих работ на конструктивный диалог с геологическим персоналом предприятия, с обсуждением степени связи полученных результатов с известными им данными о строении исследованных месторождений.

Рис.4  Скв.92 (Копанское НГКМ).
Но по результатам проведённых исследований на Чкаловском, Копанском и Бердянском месторождениях ЗАО «Уралнефтегазпром» выяснилось, что на самом деле эти месторождения выглядят совсем не так, как они там себе это представляют. Нет там сплошных газоносных пластов в тех многокилометровых в диаметре антиклинальных структурах, которые они мне потом демонстрировали на картах. А добыча газа и конденсата всеми проверенными мной продуктивными скважинами (фотография одной из них для примера приведена на рис.4), как оказалось, велась из весьма локальных залежей. На рис.5 на пустом листе, ввиду отсутствия карты данного участка крупного масштаба, приведена характерная форма и структура одной из множества других подобных локальных аномальных зон, обнаруженных здесь и отражающих такие залежи. При этом рядом с ликвидированными скважинами никаких аномалий не наблюдалось.

Рис.5 Аномальная зона у скв.92 (Копанское НГКМ).

При использовании GPS для фиксации точек на таких маленьких площадях в их положении уже закрадывается существенная погрешность. А в случае нанесения этих точек в программе OziExplorer на пустой лист, возникают ещё и дополнительные искажения, в результате которых огороженная территория у скважины вместо прямоугольной формы на рисунке приобретает вид параллелограмма. Соответственно и форма аномальной зоны вследствие данного эффекта претерпела некоторые искажения. Тем не менее, полученные результаты позволяют установить структуру и следующие особенности, характерные практически для всех этих аномальных зон: локальность залежей, приуроченность к элементам сдвига блоков в фундаменте вдоль плоскости активного глубинного разлома. При этом прослеживаются растяжения крыльев разорванного разлома у плоскости сдвига. Через вертикальные проницаемые каналы раскрытых в результате этого разломов, по всей видимости, и внедряются в осадочные толщи глубинные углеводородные флюиды вместе с другими глубинными газами.

Представленные здесь примеры результатов исследований БГФ методом нефтяного и газоконденсатного месторождений, нестандартное строение которых недропользователи так и не поняли, позволяют сделать следующие выводы:
1.  Эти месторождения представлены лишь весьма локальными очагами разгрузки глубинных УВ флюидов в низкопроницаемых толщах, а не массивными залежами, как их себе представляют местные геологи;
2. Подтверждается основной механизм формирования очагов разгрузки глубинных флюидов по вертикальным проводящим каналам, возникшим в результате горизонтальных сдвигов блоков фундамента с раскрытием разорванных трещин, поперечных плоскости сдвига. Теория такого механизма детально изложена в работах Тимурзиева А.И., а в обобщённом виде в его докторской диссертации [7];
3. В случае наличия в осадочных толщах необходимых коллекторов и покрышек, могут формироваться и более обширные пластовые залежи УВ при внедрении в них через такие очаги глубинных флюидов;
4.  Строение очагов разгрузки глубинных флюидов подтверждает предположение автора о том, что скопления таких объектов на некоторых тектонически активных в недавнем прошлом участках и являются на самом деле месторождениями «сланцевого» газа и нефти. Именно из таких локальных скоплений обычного газа и лёгкой нефти фактически вслепую они сегодня и добывается, путём бурения горизонтальных скважин и множественным гидроразрывом пласта.

Литература
1. Андреев Н. М. Электроразведка МПП при поисках подземных вод в горных районах и биолокация. - Тезисы докладов 6-го Международного геофизического научно-практического семинара "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОРАЗВЕДОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОИСКАХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ". Санкт-Петербург, 2008. http://rel-mgrt.narod.ru/MPPibioloc.htm
2. Андреев Н. М. Биолокация как метод геофизики. - Тезисы докладов Международной научно-практической конференции ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОФИЗИКА-2009. Геленджик, 2009. http://rel-mgrt.narod.ru/BiolocGeophis.htm
3. Андреев Н. М. Эффективное дополнение к методам поисков месторождений нефти. - Тезисы докладов школы-семинара "Электромагнитные исследования в Восточной Сибири". ФГУП "СНИИГГиМС". Новосибирск, 2010. http://rel-mgrt.narod.ru/BGF_Dokl_Nsib.htm
4. Андреев Н. М. Технология поисков подземных вод в самых сложных условиях горных территорий и городской застройки с применением нетрадиционных методов. - Тезисы докладов Международной научно-практической конференции ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОФИЗИКА-2011. Москва, 2011. http://rel-mgrt.narod.ru/files/Tezisyeg2011.pdf
5.  Андреев Н. М. Технология поисков и разведки месторождений УВ на основе БГФ метода. - Тезисы докладов 1-х Кудрявцевских чтений. Москва, 2012.
6.  Андреев Н. М. Картировние зон локализованной разгрузки УВ в земной коре БГФ методом. - Тезисы докладов 2-х Кудрявцевских чтений. Москва, 2013.
7.  Тимурзиев А. И. Новейшая сдвиговая тектоника осадочных бассейнов: тектонофизический и флюидодинамический аспекты (в связи с нефтегазоносностью) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. М.: МГУ, 2009.

Плакат для стендового доклада:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к докладу:



















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свои комментарии